Михаил Прохоров: предложения ужесточить контроль за деятельностью НКО – плохи
Моя позиция такая: предложения ужесточить контроль за деятельностью НКО – плохи. Но вовсе не целями, которые декларируют авторы закона. "Обеспечение открытости и публичности в деятельности некоммерческих организаций" – очень достойная задача. Вот только инструментарий, который предполагается применять, входит в прямое противоречие с заявленными целями.
Проблемная зона нового закона – это, прежде всего, безграмотное и размытое определение "политического". Уверен, что к "политическому" в наших реальных условиях будет скопом отнесено все, что можно трактовать как вторжение в прерогативы родной бюрократии. Естественно, со всеми вытекающими последствиями.
Между тем, все НКО, каждое в своей сфере, занимаются именно политикой. Гражданской политикой. В сфере экологии, образования, борьбы с наркотиками, пропаганды здорового образа жизни, социальных инициатив и так далее. Гражданская политика – это нормальное занятие для десятков тысяч таких организаций. Эта политика реально меняет к лучшему жизнь во многих городах и регионах России. Именно здесь есть потенциал для здоровых перемен в обществе. И надо бы бережнее относиться к этому потенциалу. Но новый закон, наоборот, рубит ростки гражданской активности.
Закон загоняет все НКО в плоскость "власть vs оппозиция". Это, конечно, удобно и чиновникам, и радикалам на оппозиционном фланге. Но множество НКО далеки от этого противостояния. По сути, мы получаем искусственную политизацию там, где должен быть нормальный процесс развития гражданского общества.
Но самое неприятное в законе – оскорбительный статус "организация, выполняющая функции иностранного агента". Прямой смысл этой формулы – организация, которая действует в интересах другого государства – неприменим ни к одной из тысяч общественных организаций, получающих помощь в рамках западных благотворительных программ или от неправительственных фондов. Но законодателей это не смущает.
Да, наши некоммерческие организации нуждаются в финансировании. У них большие проблемы с уровнем менеджмента. Есть случаи банального воровства. И да, есть случаи, когда иностранные деньги в некоммерческом секторе экономики работают против России. Но, как и в бизнесе, – это лишь отдельные случаи, а не норма и не правило.
Любая некоммерческая организация собирает деньги на свои уставные цели. Это нормально, это называется фандрайзинг. Проблема в том, что наше законодательство и бюрократия затрудняют донорство со стороны отечественного частного бизнеса, что и приводит к росту доли иностранных денег в бюджетах НКО. Это плохо, но это не превращает никого из них в "иностранного агента". По-моему, видеть во всех гражданских лидерах иностранных лоббистов – это прямой путь к потере взаимного доверия между обществом и властью.
Однако законодатели сейчас явно смешивают деятельность НКО с лоббизмом. Я уже не раз говорил, но повторю: не умея нормально отрегулировать лоббизм как сферу общественных отношений, власть наносит стране серьезный урон.