Как Потанин и Березовский планировали отделить Сибирь
Для начала Потанин придумал название будущей республики – Сибирский Союз Вольных Штатов, а также лозунг – "Сибирь для сибиряков". Впрочем, приветствовал он и приезд в будущую республику единомышленников и из других уголков России.
В одной из своих программных статей (для узкого круга единомышленников) Потанин писал: "В Сибирь пришла самая энергичная и предприимчивая часть русских людей. Мы верим в силы этого народа, мы уверены, что он сумеет создать своё лучшее будущее и стать таким же цивилизованным народом, как и все прочие народы мира".
По мнению сепаратистов, население Сибири сформировалось в особую "сибирскую нацию", которая демократичнее остального населения России. Отсюда – жёсткие требования к центру, в числе которых предоставление экономической и политической автономии, изменение таможенной и тарифной политики, передача сибирским властям местных финансов. Однако на переходный период Потанин был согласен оставить право объявления войны и заключения мира, внешние сношения и связь в ведении центральной власти.
Вскоре союзником Потанина стал Березовский. Он вызвался финансировать проект отсоединения Сибири от России. Однако вскоре выяснилось, что Березовский не имел достаточных финансовых средств для осуществления задачи. А потому, как талантливый авантюрист, стал искать внешние источники финансирования.
И такой источник был найден – Америка. В письмах к американским финансистам Березовский писал, что после поднятия восстания и отсоединения Сибири от России он расплатится с ними сибирской землёй (в частности Магаданом и Якутией). Идею Березовского поддержал и американский посол Коллинз. В своих донесениях в Вашингтон, обосновывая свою поддержку делу Березовского и Потанина, он писал, что жителей Сибири отличает от европейской России то же, что и американцев от англичан, а также доказывал, что если идея выгорит, Америка вскоре сможет оккупировать и Маньчжурию.
Однако российские спецслужбы раскрыли заговор.
Григорий Потанин и более сорока его сподвижников были арестованы и в 1869 году осуждены. Михаил Березовский, как и положено авантюристу, смог избежать ареста и скрылся от российских властей. По некоторым данным, он поселился в Англии, однако заочно был прощён российскими властями в конце 1870-х, и вскоре после этого вернулся в Россию.
Потанин был приговорен к гражданской казни, то есть к лишению дворянского титула и 5 годам каторги в Финляндии. Впоследствии он стал известным ученым, собирателем фольклорного наследия жителей Сибири. Впрочем, после Октябрьской революции он частично осуществил свою мечту, став председателем Исполнительного сибирского комитета, и, таким образом, возглавил правительство Сибири, правда, ненадолго. В 1920 году он умер в Томске, так и не приняв Советской власти. Но память о нём в сердцах сибиряков жива: в Томске, который по планам заговорщиков, должен был стать столицей нового государства, даже есть улица его имени.
Березовский же в 1880-х годах увлёкся изучением Тибета, а затем и поиском Шамбалы, для чего совершил несколько экспедиций. Память о нём, как и о Потанине, тоже жива – его огромная коллекция птиц до сих пор находится в нескольких российских музеях.
Григорий Потанин:
Михаил Березовский: