Михаил Стриханов рассказал, что даст обычным людям открытие бозона Хиггса

Ректор МИФИ, член совета по науке, технологиям и образованию при президенте РФ Михаил Стриханов рассказал "Известиям", что даст обычным людям открытие бозона Хиггса.

— Что даст новая частица ученым и обычным людям?

— Основные направления развития современной фундаментальной физики — это физика элементарных частиц и космология — наука об эволюции Вселенной. В последние 10–15 лет стало понятно, что устройства микро- и макромира теснейшим образом связаны друг с другом. Открытие в одной области дает сильный импульс развития другой.

Открытие бозона Хиггса позволит ученым подтвердить, что основа современной физики — Стандартная модель — является надежным базисом для дальнейшего развития наших представлении о Природе. Предсказание существования частицы Хиггса не было подтверждено экспериментально десятки лет, что являлось темным пятном всей физики элементарных частиц. Открытие бозона Хиггса подтверждает верность основного направления развития и сильно сужает возможности альтернативных теорий как в микро-, так и в макромире. Это позволит более эффективно использовать бюджетные средства.

— Где возможно применить открытие нового бозона?

— Об этом еще рано говорить. Прежде всего, надо досконально изучить его свойства и только потом думать о применении. Уже сейчас исследуются возможности использования частиц Хиггса в объяснении самого раннего этапа образования Вселенной. А также феномена темной энергии. Последний, пока не объясненный феномен был открыт в 1998 году при наблюдении ускоренного разбегания квазаров — наиболее ярких объектов во Вселенной. Объяснить этот эффект можно, лишь предполагая не совсем обычные свойства вещества, заполняющего Вселенную.

— Какой толчок развитию новых технологий может дать данная частица?

— Из истории науки известно, что фундаментальные открытия далеко не сразу приводят к появлению новых технологий. Хорошо известный пример — открытие Майклом Фарадеем законов электромагнитной индукции, применение которых в технике казалось крайне сомнительным. Сейчас же, спустя почти 200 лет, трудно представить наш мир без электричества. Другой пример — открытое в 1933 году нейтрино, которое настолько слабо взаимодействует с веществом, что может пройти сквозь Землю, даже не заметив этого. Долгое время казалось, что частице с таким свойством трудно будет найти применение. Однако сейчас ученые уже пытаются использовать нейтрино для передачи сигналов сквозь плотные среды и выявлять следы ядерных реакций на большом расстоянии.

Аналогичная ситуация и с частицей Хиггса. По-видимому, должен пройти не один десяток лет, чтобы стали очевидными возможности применения этого феномена в технике. Прежде всего получат развитие смежные области науки, затем влияние распространится дальше. Может оказаться, что плодами этого открытия смогут воспользоваться лишь следующие поколения, так же как мы сейчас пользуемся открытиями Фарадея.

Развитие современной науки происходит ускоренными темпами и в самых различных направлениях. Так, в Дубне сооружается Российский ускоритель тяжелых ионов, "Ника". Он будет работать в той области энергий, которая не охватывается ни одной из существующих в мире установок, в том числе и Большим адронным коллайдером. Именно в этой области энергий есть шанс получить смешанную фазу ядерной материи — состояние, в котором одновременно существуют высвобожденные из ядра частицы — кварки и глюоны. Пока свободные кварки "поймать" не удавалось никому в мире.



Читайте полную версию на сайте