«Спаять любовью» единство со Средней Азией России уже не удастся
Что же за "единство" прочнее – то, что "спаяно железом лишь и кровью"? Иль все-таки "попробуем спаять его любовью, а там увидим, что прочней"?..
Среднеазиатский "колониализм" России, как сплошь и рядом именуют сейчас в Средней Азии вхождение в Российскую империю и последовавшее затем включение в состав СССР (при котором, кстати, эти новообразованные в 1990-х гг. государства стали вместо допотопной байской системы обладателями довольно совершенных по тем временам инфраструктур, экономик, систем образования, медицины и т. д., и т. п.), ставит эти вопросы великого поэта, мыслителя, выдающегося дипломата Федора Ивановича Тютчева под сомнение.
Да, он писал эти строки даже не в связи с подлинно освободительной миссией России на Балканах (помните памятник Алеше в Болгарии?), когда, казалось бы, сам ход истории навевал эти мысли. Нет, его слова – всего лишь о развернувшейся перед его глазами франко-прусской войне: "кровь льется через край", свидетельствует Тютчев и призывает к миру – к миропорядку по русским меркам. Тем не менее нельзя отрицать, что этот призыв русского гения был универсален по своей природе, т. е. касался всего земного шара! К сожалению, надежды Тютчева не выдержали испытания временем не то что в "зарубежной" Западной Европе, которая вроде бы сродни нам христианскими корнями, – с еще бóльшим треском они провалились в постсоветской Средней Азии, там, где вроде бы еще остались приверженцы нашей единой цивилизации.
Таджикистан тут вдруг обиделся на "правду-матку", которую высказал на днях (причем не на открытых, а на кулуарных слушаниях в Совете Федерации РФ) главком Сухопутных войск РФ Владимир Чиркин. А поведал он сенаторам всего лишь о вполне предсказуемых последствиях разрыва Узбекистана с Организацией Договора о коллективной безопасности, о чем Ташкент уведомил секретариат ОДКБ 20 июня. На заседании Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности 26 июня Чиркин не исключил, что "в связи с прогнозируемым обострением межгосударственных противоречий в сфере энергетики, водо- и землепользования в странах Центральной Азии могут возникнуть локальные вооруженные конфликты с участием Узбекистана, Таджикистана и Киргизии". Насколько вероятны эти конфликты, генерал дипломатично не уточнил.
Какой гвалт поднялся тут в Душанбе! "Удивительной является выбранная российским генералом позиция, когда, имея возможность довести такого рода свою озабоченность до своих партнеров через союзные или интеграционные структуры, например, ОДКБ, он предпочел избрать путь громогласного публичного заявления, не имеющего под собой никаких оснований и не способствующего разрешению тех проблем, которые он затронул", – цитирует РИА "Новости" заявление Минобороны Таджикистана.
Простите, почему это прогнозы российского генерала "не имеют под собой никаких оснований"? А если Ташкент применит военную силу против Таджикистана в ответ на то, что Душанбе все-таки перекроет сток воды в Узбекистан плотиной Рогунской ГЭС? Что, эта тема – моветон? Кто тогда будет спасать Таджикистан от многократно превосходящей узбекской армии?
И при чем здесь вообще главком Сухопутных сил РФ со своими, надо признать, вполне разумными и даже вполне дипломатичными по форме выкладками? Руководству Таджикистана не понравилась "правда-матка", которую на довольно закрытом совещании высказал российский генерал? Так пусть это будет повод для раздумий для самого президента Таджикистана Эмомали Рахмона (уже неоднократно менявшего свои имя и фамилию, отдаляя их транскрипцию от русского аналога).
А президент Узбекистана Ислам Каримов, играя на противоречиях между Россией и США в этом регионе, вновь принял решение выйти из ОДКБ. И, решив в случае чего разобраться с Рахмоном тет-а-тет, он вполне может доиграться и до "Андижана-2". Экономика и внутренняя стабильность Узбекистана ведь основаны на очень сносном (явно невысоком) уровне жизни населения за счет очень скромных социальных программ, но этот уровень находится на пределе терпимости. Случись что, повторения андижанских событий 2005 года, когда люди попросту взбунтовались, а Каримов подавил этот мятеж грубой военной силой, не миновать. И уж тогда "Карим-бай" наверняка опять запросится под зонтик ОДКБ.
Вопрос только в том, что сама ОДКБ – настолько недееспособная структура, что и проситься туда в случае угрозы особой надобности нет. В этом-то и проявляется главный изъян российской политики в Средней Азии: она проигрывает жизненно важный для нее регион, создавая "фантомы" типа ОДКБ вместо проведения "реальной политики", как это принято у Штатов (расположенных, между прочим, за десятки тысяч верст).
И все же, думается, не стоит обвинять Федора Ивановича Тютчева в излишней наивности: нам теперь и вовсе не хватает хоть сколько-нибудь перспективного видения нашей миссии в мире.