Игорь Щеголев: "Поможем людям достучаться до чиновников"

Помощник президента Игорь Щеголев, который будет курировать Управление массовых коммуникаций и развития электронной демократии, рассказал "Известиям" какие задачи стоят перед ним.

- Чем будет заниматься управление? И что это вообще такое – развитие электронной демократии?

- Сначала о том, для чего было создано управление. У Владимира Путина, как вы помните, была серия предвыборных статей. Одна из них называлась "Государство и демократия". Большое внимание в этой статье уделялось роли современных технологий в управлении государством, их применению для обратной связи с обществом. Россия в этом направлении добилась больших результатов на федеральном уровне: наше электронное правительство в рейтинге ООН переместилось с 59 на 27 место. А среди "больших стран" с населением свыше 100 миллионов человек идем сразу за США и Японией.

Таким образом, в настоящее время мы создали технологические и, что еще важнее, психологические предпосылки для того, чтобы система заработала по всей стране – и на региональном, и на муниципальном уровнях. Новое управление будет работать по трем направлениям. Первое назовем условно "органы власти – гражданам". Речь идет о предоставлении электронных услуг.

- То есть, о дальнейшем развитии соответствующих сайтов органов власти?

- Не совсем. Сайты-то работают и это - не единственный инструмент. Главное – чтобы та информация, которую государство предоставляет гражданам через разные информационные ресурсы, была значимой, достоверной и удобной. И чтобы сами госуслуги действительно осуществлялись. Если сказано, допустим, что для регистрации компании нужен такой-то комплект документов в электронном виде, - значит, его действительно должно быть достаточно для регистрации. А то у нас нередко бывает, что услуга вроде бы есть, но на практике она не работает.

Сейчас главное – раскачать и региональные, и муниципальные органы власти. Второе направление – в обратную сторону: от граждан к государству. Наша роль – помочь гражданам достучаться до чиновников. Допустим, течет где-то трубопровод, началась незаконная застройка и так далее – обо всем этом люди должны иметь возможность не только сообщать в соответствующие органы власти, но и получать ответную реакцию. Или – есть федеральная норма, в соответствии с которой законопроект, который набрал в интернете 100 тысяч подписей, может вноситься в Госдуму. Почему бы не дать возможность делать то же самое на региональном уровне?

- Вы хотите, чтобы каждое ведомство создало свой портал по приему жалоб и предложений?

- Как раз над моделями и предлагаем подумать. Например, стоит ли городить огород из десятков тысяч ресурсов. А ведь если следовать такой логике, то каждый муниципалитет должен обзавестись своим. На мой взгляд, логичнее было бы создать для этих целей единый интернет-ресурс. Наподобие "Портала госуслуг" или  "Веб-выборы". Что касается "выборного ресурса", тогда тоже шло обсуждение – создавать отдельные сайты для каждой из двух с лишним тысяч территориальных избирательных комиссий, или сделать единый портал. В итоге сошлись на едином – и это было правильное решение.

Так же и здесь – человек может сообщать о проблеме, а электроника должна направлять его к конкретному чиновнику. И, наконец, третье направление, по которому будет работать управление: речь идет о взаимодействии с обществом в целом с помощью так называемых "новых медиа". Я имею в виду в первую очередь социальные сети. В этом направлении можно было бы запустить программу по повышению "медиаграмотности" чиновников.

- Для того, чтобы они пропагандировали государственную позицию в соцсетях?

- Смотрите, во многих странах чиновники идут в соцсети и завоевывают там симпатии, объясняя позицию государства по тем или иным вопросам. У нас это только отчасти работает даже на федеральном уровне, не говоря уже про региональный и, тем более, про местное самоуправление. Российские государственные и муниципальные служащие должны для начала научиться реагировать на те или иные проблемы, которые активно обсуждаются в интернете. Привлекать новых сторонников в соцсетях. Они должны уметь доносить до людей свою позицию.

До сих пор у нас этому "в академиях" не учат. А формы могут быть разными, вплоть до курсов дистанционного обучения, вебинаров. А придется ли это делать каждому чиновнику, либо в органах власти будут созданы специальные подразделения, или же функции работы в соцсетях лягут на пресс-службы, - на эти вопросы мы будем искать ответы все вместе. И возможно универсального решения не существует.

- А почему всеми этими вопросами занимается Кремль, а не правительство? В частности, не министерство связи и массовых коммуникаций?

- Почему же. Именно это министерство занималось и занимается данными вопросами на федеральном уровне совместно с министерством экономического развития. Но когда речь идет о налаживании такой работы с регионами или муниципалитетами, то в федеративном государстве есть свои рамки и с ними необходимо считаться.

- Получается, пока вы были министром, рычагов у министерства хватало, а после того, как стали помощником президента, сразу стал ощущаться их недостаток?

- Министерство занималось и продолжает заниматься задачами, связанными с взаимодействием федеральных органов. У нового управления президента сфера приложений усилий шире. Это и применение информационных технологий разными ветвями власти, координация их усилий таким образом, чтобы не требовалось для каждой создавать отдельную инфраструктуру.



Читайте полную версию на сайте