Игорь Щеголев: "Поможем людям достучаться до чиновников"
- Чем будет заниматься управление? И что это вообще такое – развитие электронной демократии?
-
Сначала о том, для чего было создано управление. У Владимира Путина,
как вы помните, была серия предвыборных статей. Одна из них называлась
"Государство и демократия". Большое внимание в этой статье уделялось
роли современных технологий в управлении государством, их применению для
обратной связи с обществом. Россия в этом направлении добилась больших
результатов на федеральном уровне: наше электронное правительство в
рейтинге ООН переместилось с 59 на 27 место. А среди "больших стран" с
населением свыше 100 миллионов человек идем сразу за США и Японией.
Таким
образом, в настоящее время мы создали технологические и, что еще
важнее, психологические предпосылки для того, чтобы система заработала
по всей стране – и на региональном, и на муниципальном уровнях. Новое
управление будет работать по трем направлениям. Первое назовем условно
"органы власти – гражданам". Речь идет о предоставлении электронных
услуг.
- То есть, о дальнейшем развитии соответствующих сайтов органов власти?
-
Не совсем. Сайты-то работают и это - не единственный инструмент.
Главное – чтобы та информация, которую государство предоставляет
гражданам через разные информационные ресурсы, была значимой,
достоверной и удобной. И чтобы сами госуслуги действительно
осуществлялись. Если сказано, допустим, что для регистрации компании
нужен такой-то комплект документов в электронном виде, - значит, его
действительно должно быть достаточно для регистрации. А то у нас нередко
бывает, что услуга вроде бы есть, но на практике она не работает.
Сейчас
главное – раскачать и региональные, и муниципальные органы власти.
Второе направление – в обратную сторону: от граждан к государству. Наша
роль – помочь гражданам достучаться до чиновников. Допустим, течет
где-то трубопровод, началась незаконная застройка и так далее – обо всем
этом люди должны иметь возможность не только сообщать в соответствующие
органы власти, но и получать ответную реакцию. Или – есть федеральная
норма, в соответствии с которой законопроект, который набрал в интернете
100 тысяч подписей, может вноситься в Госдуму. Почему бы не дать
возможность делать то же самое на региональном уровне?
- Вы хотите, чтобы каждое ведомство создало свой портал по приему жалоб и предложений?
-
Как раз над моделями и предлагаем подумать. Например, стоит ли городить
огород из десятков тысяч ресурсов. А ведь если следовать такой логике,
то каждый муниципалитет должен обзавестись своим. На мой взгляд,
логичнее было бы создать для этих целей единый интернет-ресурс.
Наподобие "Портала госуслуг" или "Веб-выборы". Что касается "выборного
ресурса", тогда тоже шло обсуждение – создавать отдельные сайты для
каждой из двух с лишним тысяч территориальных избирательных комиссий,
или сделать единый портал. В итоге сошлись на едином – и это было
правильное решение.
Так же и здесь – человек может сообщать о
проблеме, а электроника должна направлять его к конкретному чиновнику.
И, наконец, третье направление, по которому будет работать управление:
речь идет о взаимодействии с обществом в целом с помощью так называемых
"новых медиа". Я имею в виду в первую очередь социальные сети. В этом
направлении можно было бы запустить программу по повышению
"медиаграмотности" чиновников.
- Для того, чтобы они пропагандировали государственную позицию в соцсетях?
-
Смотрите, во многих странах чиновники идут в соцсети и завоевывают там
симпатии, объясняя позицию государства по тем или иным вопросам. У нас
это только отчасти работает даже на федеральном уровне, не говоря уже
про региональный и, тем более, про местное самоуправление. Российские
государственные и муниципальные служащие должны для начала научиться
реагировать на те или иные проблемы, которые активно обсуждаются в
интернете. Привлекать новых сторонников в соцсетях. Они должны уметь
доносить до людей свою позицию.
До сих пор у нас этому "в
академиях" не учат. А формы могут быть разными, вплоть до курсов
дистанционного обучения, вебинаров. А придется ли это делать каждому
чиновнику, либо в органах власти будут созданы специальные
подразделения, или же функции работы в соцсетях лягут на пресс-службы, -
на эти вопросы мы будем искать ответы все вместе. И возможно
универсального решения не существует.
- А почему всеми
этими вопросами занимается Кремль, а не правительство? В частности, не
министерство связи и массовых коммуникаций?
- Почему
же. Именно это министерство занималось и занимается данными вопросами на
федеральном уровне совместно с министерством экономического развития.
Но когда речь идет о налаживании такой работы с регионами или
муниципалитетами, то в федеративном государстве есть свои рамки и с ними
необходимо считаться.
- Получается, пока вы были
министром, рычагов у министерства хватало, а после того, как стали
помощником президента, сразу стал ощущаться их недостаток?
-
Министерство занималось и продолжает заниматься задачами, связанными с
взаимодействием федеральных органов. У нового управления президента
сфера приложений усилий шире. Это и применение информационных технологий
разными ветвями власти, координация их усилий таким образом, чтобы не
требовалось для каждой создавать отдельную инфраструктуру.