Металлурги ожидают замедления российского автопрома
Автопром притормозит
По
словам директора по маркетингу и продажам дивизиона "Северсталь
Российская сталь" Дмитрия Горошкова, за последние два года зафиксирован
практически 60-процентный рост металлоотрасли. Наиболее высокие темпы
показывает сектор, обслуживающий автомобильную промышленность. Но
металлурги готовятся к довольно резкому замедлению отрасли.
Аналитики
ММК и PriceWaterhouseCoopers прогнозируют, что в 2012 году в России
ожидается увеличение производства автомобильной техники на 15%, до 2,3
млн штук, в 2013-м — на 13%, до 2,6 млн, в 2014 году — на 8%, до 2,8
млн, в 2015-м — на 11%, до 3,1 млн штук. Это повлечет увеличение
металлопотребления в автопроме: оно, как ожидается, будет расти
медленнее самого автопроизводства, лишь на 9% в год, и к 2015-му
показатель достигнет 2,2 млн т.
Металлурги констатируют, что
опережающий рост моделей иностранных брендов будет проходить за счет
использования готовых импортируемых штампованных деталей или цельных
кузовов автомобилей. В 2010 году выпуск иностранных марок в России
превысил производство отечественных, а в этом году ожидается, что этот
разрыв увеличится практически в два раза, заявил Горошков.
"Запредельные сроки возврата 7–15 лет, как в Европе"
Пока большинство запчастей поставляется в Россию из-за границы.
—
В России на данный момент нет достаточного количества мощностей,
которые позволят штамповать каркасы для иностранных автомобилей. Все
мировые автоконцерны, которые построили заводы в России, имеют массовое
производство. Но пока в Россию ввозятся только комплекты автомобилей для
сборки. Для штамповки надо закупать качественную сталь. Металлурги
сейчас стараются повысить качество, чтобы соответствовать всем
стандартам, — комментирует Михаил Ганелин, старший аналитик "Тройки
Диалог".
В июле на ММК введут в эксплуатацию новый комплекс
холодной прокатки ЛПЦ-11. Реализация проекта позволит производить
автолист, удовлетворяющий требованиям мировых автоконцернов (Ford,
Volkswagen, GM, Renault и др.). Основным поставщиком металлопродукции
для зарубежных автопроизводителей пока является "Северсталь", имеющая
три завода по штамповке в Калуге и Всеволожске. Кроме того, в
Санкт-Петербурге строится новый металлоцентр, который откроется в 2013
году. В проекте участвует японская Mutsui.
Впрочем,
представители "Северстали" признают, что инвестиционные риски (компания
инвестирует в новые заводы сотни миллионов долларов в год), касающиеся
данных проектов, велики.
— Отсутствие понятной схемы сбыта
может привести к тому, что эти инвестиции уйдут в запредельные сроки
возврата 7–15 лет, как в Европе, — сообщил Андрей Лаптев, начальник
управления корпоративной стратегии "Северсталь".
Аналитики подтверждают эти опасения.
—
Я бы не стал утверждать, что иностранные концерны успеют локализовать
производство на 60% в течение четырех лет, так как могут возникнуть
подводные камни в виде ухудшения инвестиционного климата, а также
законодательные барьеры, — говорит аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк. В
качестве примера он привел строительство завода Renault в Приморье.
—
В этом регионе законодательно запретили иностранцам приобретать землю,
что создало дополнительные риски для инвестора, — отметил собеседник.