Металлурги ожидают замедления российского автопрома

В ближайшие три года российское производство автомобилей будет расти на 10,5% в год, тогда как в 2010–2012 годах подъем составлял в среднем 52% в год. Такой прогноз на X Металлургическом саммите представило руководство Магнитогорского металлургического комбината (ММК). При этом основными драйверами роста потребления в металлоотрасли будут иностранные автопроизводители, организовавшие производство на территории России. Ведь в течение четырех лет по условиям промсборки им придется довести локализацию производства до 60%. Об этом пишут "Известия".

Автопром притормозит

По словам директора по маркетингу и продажам дивизиона "Северсталь Российская сталь" Дмитрия Горошкова, за последние два года зафиксирован практически 60-процентный рост металлоотрасли. Наиболее высокие темпы показывает сектор, обслуживающий автомобильную промышленность. Но металлурги готовятся к довольно резкому замедлению отрасли.

Аналитики ММК и PriceWaterhouseCoopers прогнозируют, что в 2012 году в России ожидается увеличение производства автомобильной техники на 15%, до 2,3 млн штук, в 2013-м — на 13%, до 2,6 млн, в 2014 году — на 8%, до 2,8 млн, в 2015-м — на 11%, до 3,1 млн штук. Это повлечет увеличение металлопотребления в автопроме: оно, как ожидается, будет расти медленнее самого автопроизводства, лишь на 9% в год, и к 2015-му показатель достигнет 2,2 млн т.

Металлурги констатируют, что опережающий рост моделей иностранных брендов будет проходить за счет использования готовых импортируемых штампованных деталей или цельных кузовов автомобилей. В 2010 году выпуск иностранных марок в России превысил производство отечественных, а в этом году ожидается, что этот разрыв увеличится практически в два раза, заявил Горошков.

"Запредельные сроки возврата 7–15 лет, как в Европе"

Пока большинство запчастей поставляется в Россию из-за границы.

— В России на данный момент нет достаточного количества мощностей, которые позволят штамповать каркасы для иностранных автомобилей. Все мировые автоконцерны, которые построили заводы в России, имеют массовое производство. Но пока в Россию ввозятся только комплекты автомобилей для сборки. Для штамповки надо закупать качественную сталь. Металлурги сейчас стараются повысить качество, чтобы соответствовать всем стандартам, — комментирует Михаил Ганелин, старший аналитик "Тройки Диалог".

В июле на ММК введут в эксплуатацию новый комплекс холодной прокатки ЛПЦ-11. Реализация проекта позволит производить автолист, удовлетворяющий требованиям мировых автоконцернов (Ford, Volkswagen, GM, Renault и др.). Основным поставщиком металлопродукции для зарубежных автопроизводителей пока является "Северсталь", имеющая три завода по штамповке в Калуге и Всеволожске. Кроме того, в Санкт-Петербурге строится новый металлоцентр, который откроется в 2013 году. В проекте участвует японская Mutsui.

Впрочем, представители "Северстали" признают, что инвестиционные риски (компания инвестирует в новые заводы сотни миллионов долларов в год), касающиеся данных проектов, велики.

— Отсутствие понятной схемы сбыта может привести к тому, что эти инвестиции уйдут в запредельные сроки возврата 7–15 лет, как в Европе, — сообщил Андрей Лаптев, начальник управления корпоративной стратегии "Северсталь".

Аналитики подтверждают эти опасения.

— Я бы не стал утверждать, что иностранные концерны успеют локализовать производство на 60% в течение четырех лет, так как могут возникнуть подводные камни в виде ухудшения инвестиционного климата, а также законодательные барьеры, — говорит аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк. В качестве примера он привел строительство завода Renault в Приморье.

— В этом регионе законодательно запретили иностранцам приобретать землю, что создало дополнительные риски для инвестора, — отметил собеседник.


Читайте полную версию на сайте