Причины смерти россиян установят на примере 20 тыс. человек

В России стартует беспрецедентное по масштабам медико-социологическое исследование "Эпидемиология сердечно-сосудистых заболеваний в регионах РФ" (ЭССЗ), к участию в котором планируется привлечь порядка 20 тыс. человек из 12 регионов. Цель мероприятия — выяснить, что чаще всего убивает россиян в полном расцвете сил: курение, алкоголь, дурная наследственность или иные факторы. Об этом пишут "Известия".

В Томске и Воронеже уже выбирают региональных операторов для проведения работ, рассказали в ФГБУ "Российский кардиологический научно-производственный комплекс" (РКНПК). Помимо этого учреждения проект выполняют еще два центра Минздрава — ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" и ФГБУ "Центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова". Общая стоимость исследования составит порядка 100 млн рублей.

— В России исследований такого масштаба никогда прежде не проводили, — говорит автор идеи исследования, руководитель отдела эпидемиологии неинфекционных заболеваний Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины Светлана Шальнова.

 Проект должен помочь выполнить два распоряжения Владимира Путина, которые он дал в день своей инаугурации: обеспечить снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случая на 100 тыс. населения (с 749,0 на 100 тыс. человек в январе-декабре 2011 года ) и увеличить среднюю продолжительность жизни до 74 лет (в 2011 году — 68,6 года).

В документах Минздрава необходимость исследования объясняют экономическими причинами: "В трудоспособном возрасте, на который ложится основное бремя выработки внутреннего валового продукта и от величины которого зависят благосостояние и процветание нации, 31,4% всех смертей составляют сердечно-сосудистые заболевания... В 2008–2009 годах экономический ущерб от сердечно-сосудистых заболеваний превысил 1 трлн рублей и составил 3% от ВВП страны".

Сегодня уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) среди российских мужчин в 4,7 раза (от ишемической болезни сердца — в 7,2, от инфаркта миокарда — в 9,1 и от цереброваскулярных болезней — в 3,4 раза) превышает аналогичные показатели среди женщин. Расчеты показывают, что при предотвращении преждевременных смертей только от ССЗ можно было бы увеличить ожидаемую продолжительность жизни российских мужчин на 3,5, женщин — на 1,9 года.

Шальнова называет сложившуюся ситуацию "феноменом высокой смертности в России" — у страны одни из самых худших в мире показателей гибели людей от сердечно-сосудистых заболеваний, но никто не знает, почему.

Проблема массовой гибели людей из-за проблем с сердцем волновала и чиновников Советского Союза. В стране даже действовали два медицинских центра, которые специализировались на эпидемиологии сердечно-сосудистых заболеваний и в 70–80-е годы прошлого века страна участвовала в международных проектах в этой области. На тот период, по словам специалистов, пришелся расцвет эпидемиологии сердечно-сосудистых заболеваний. Но в 1990-е годы финансирование этой сферы исследований прекратилось, несмотря на то что именно тогда темпы роста смертности от сердечно-сосудистых заболеваний были самыми высокими за все время наблюдения.

Сейчас медикам известна только одна нечеткая зависимость — до 70% сердечно-сосудистых смертей связаны со стандартными факторами риска: артериальной гипертонией, генными факторами (нарушения углеводного и липидного обмена), ожирением, курением, чрезмерным употреблением алкоголя, низкой физической активностью. По словам Шальновой, благодаря новому исследованию станет понятно, сколько людей с определенными патологиями, определенным образом жизни и привычками, в какой именно степени подвержены появлению сердечно-сосудистых заболеваний и смертности от них.

В каждом из 12 регионов на обследование пригласят по 2 тыс. случайных людей (предполагают, что придут не меньше 1,6 тыс. человек). Все они ответят на анкетные вопросы о своем образе жизни, дурных привычках и пройдут полное медицинское обследование. Сопоставив данные из анкет с результатами медицинских анализов, проследив за обследуемыми в течение трех лет и зафиксировав факты и причины смерти, медики узнают о всех зависимостях.

 — Благодаря тому, что в списке для исследования будут регионы с различными климатогеографическими, экономическими и демографическими характеристиками, выборка станет репрезентабельна. Мы сможем эти данные экстраполировать на всю популяцию. То есть получим реальную картину о распространенности факторов риска в России, сможем оценивать вероятность развития неблагоприятных событий, эффективней бороться с ними, — объясняет заместитель генерального директора РКНПК Юрий Карпов.

 Авторы идеи отмечают, что исследование позволит откорректировать погрешности государственной политики в области здравоохранения — ведь данные по заболеваемости в России собираются только по обращаемости. В результате факторы риска выявляются только у тех, кто пришел в поликлинику, а часть больных не доходит до врача и не учитывается официальной статистикой.


Читайте полную версию на сайте