Чиновники не могут решить, как страховать пенсии

Минфин и Минтруд не поддержали законопроект Минэкономразвития, направленный на создание системы страхования пенсий. По информации "Известий", принципиальные замечания возникли по поводу ее структуры и источников средств. Разработчик документа (Минэкономразвития) предлагает создать единый гарантийный фонд, а формировать его за счет самих граждан. Минфин и Минтруд настаивают на двух фондах: один — для Пенсионного фонда России (ПФР), другой — для негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Они же и должны производить в них отчисления, считают в ведомствах. Минэкономразвития от своих идей отказываться не намерено.

Один или два страховых фонда?

Минфин и Минтруд посчитали, что законопроект "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ" (он разрабатывается с начала года, первые версии представлены в мае) требует доработки. Разногласия с Минэкономразвития возникли по поводу двух его принципиальных положений. Первое — структура создаваемого гарантийного фонда. По замыслу разработчика проекта — Минэкономразвития, если на момент выхода гражданина на пенсию остаток на его счете будет меньше, чем сумма поступивших взносов, то разница будет покрыта как раз за счет средств фонда.

Поэтому, согласно концепции экономического ведомства, должен быть создан единый гарантийный фонд. Минтруд считает, что их должно быть два. Один будет страховать пенсионные накопления тех граждан, которые передали их под управление НПФ, другой — средства тех, кто оставил их в Пенсионном фонде России (ПФР). Минфин также настаивает на таком варианте. Тогда у ПФР никакого гарантийного фонда не будет, говорит замдиректора департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития Ростислав Кокорев. "Будет солидарная ответственность федерального бюджета, тогда как с НПФ будут просить денег в этот фонд", — отмечает он.

Президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов считает, что нужна единая национальная система страхования пенсионных накоплений, в которой должны быть защищены права как застрахованных лиц, выбравших в качестве страховщика негосударственные пенсионные фонды, так и застрахованных лиц, страховщиком которых является Пенсионный фонд РФ — иными словами, фонд нужен один.

Минэкономразвития хочет страховать пенсии за счет граждан

Вторым пунктом разногласий стал источник средств для гарантийного фонда. Минэкономразвития предложило формировать его за счет инвестиционного дохода граждан, полученного от размещения взносов, поступивших в ПФР в течение финансового года. Дело в том, что все пенсионные средства изначально поступают в ПФР. И до того как они распределяются по УК и НПФ, временно вкладываются в высоконадежные финансовые инструменты. Доход от них невелик, но устойчив. Часть его Минэкономразвития и предлагает направлять в гарантийный фонд. Минфин и Минтруд настаивают на том, что отчисления в него должны производить сами пенсионные фонды, а пенсионные доходы граждан — это объект, а не источник страхования.

— С точки зрения популизма идея (Минфина и Минтруда. — "Известия") благородная, но не выдерживает критики с точки зрения экономики, — говорит Кокорев.

В Минэкономразвития подсчитали, что если, например, брать 0,5% от средств, направленных гражданами на формирование пенсии, то при доходности 5% от каждых 100 рублей в фонд будет направляться 50 копеек. Если же формировать за счет средств НПФ, то при тех же условиях в гарантийный фонд будет направляться треть их дохода, указали в Минэкономразвития. К тому же если источником средств для системы страхования пенсий сделать собственные ресурсы пенсионных фондов, то с ПФР нечего будет взять — у него нет имущества для осуществления уставной деятельности. Использовать для этого бюджетные средства — неэффективно, приводят контраргументы в экономическом ведомстве.

Страховой фонд для ПФР — абсурд?

Участники пенсионного рынка создание гарантийного фонда для ПФР вовсе считают абсурдным.

— По обязательствам ПФР гарантом всегда выступает госбюджет. Получается, что, создавая отдельный гарантийный фонд для ПФР, создаем страховой фонд на случай дефолта государства, — говорит руководитель крупного НПФ. К тому же, по его словам, сегодня уже существуют подушки безопасности для кризисных государственных ситуаций — это Фонд будущих поколений и Резервный фонд.

Кроме того, участники рынка напоминают, что НПФ — некоммерческая организация, которая не имеет права заниматься ни предпринимательской, ни благотворительной деятельностью. Поэтому у него нет других источников формирования гарантийного фонда. А полученная от управления пенсионными средствами прибыль относится к числу целевых средств, необходимых для осуществления НПФ своей основной деятельности — формирования пенсий граждан.

Тем не менее в правительстве не намерены забывать о планах. В настоящее время готовится повторная версия законопроекта с учетом поступивших замечаний.

— Мы не собираемся отказываться от своих концептуальных идей, — говорит Кокорев. — Скорее всего, с разногласиями документ будет внесен в правительство, которое будет решать, поддержать нас или наших оппонентов. На стороне Минэкономразвития, кстати, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которая в целом поддержала законопроект ведомства.

Читайте полную версию на сайте