Нефтяники не смогут диктовать цены на бензин

Крупнейшая в России нефтяная компания "Роснефть" в апреле предложила правительству использовать в качестве ориентиров розничные и мелкооптовые цены вертикально интегрированных компаний (ВИНК) — то есть по сути цены собственных заправок. По замыслу компании, Федеральная антимонопольная служба могла бы устраивать проверки в случае превышения такой референтной цены. Об этом сообщил "Известиям" источник в Федеральной антимонопольной службе. По его словам, на днях ФАС выступила резко против инициатив "Роснефти".

Принципиально предложение "Роснефти" о референтных ценах поддержало Минэнерго. При этом министерство предложило разделить подходы к розничному и мелкооптовому рынкам. Для мелкооптового звена предлагается брать за основу альтернативу ближайшего НПЗ, подключенного к системе нефтепроводов "Транснефти", плюс 1–1,5 тыс. рублей и транспортные издержки (в зависимости от удаленности региона). В розничном сегменте за основу также берется экспортная альтернатива ближайшего НПЗ, подключенного к системе "Транснефти", плюс 4–5 тыс. рублей и транспортные издержки.

По мнению антимонопольщиков, которые с переменным успехом ведут с нефтяниками многолетние "бензиновые войны", крупные нефтяные компании поставляют в свои сбытовые сети бензин по существенно меньшим ценам, чем независимым поставщикам. Поставка на внутренний рынок осуществляется через дочерние структуры, которые устанавливают цены для дальнейшей перепродажи. Поэтому если розничные цены ВИНК — на которые предлагают ориентироваться "Роснефть" и Минэнерго — окажутся равны оптовым ценам для независимых поставщиков, последние разорятся.

Кроме того, в случае установления ВИНК референтной цены ниже уровня цены в соседних регионах это может привести к возникновению дефицита — если у ВИНК не окажется достаточного объема нефтепродуктов для удовлетворения возросшего спроса. Вместе с тем ведомство отмечает, что в своей работе использует механизм, позволяющий решать те же задачи, которые призван решать механизм референтной цены, — это цена сопоставимых рынков. ФАС осуществляет мониторинг цен по всей цепочке "опт – мелкий опт – розница". Цена товара не признается монопольно высокой, если она не превышает цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом рынке. Результаты анализа рассматриваются на еженедельных заседаниях штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов. Против предложений "Роснефти" и Минэнерго выступило и Минэкономразвития.

— О консультациях по референтным ценам с ВИНК еще весной этого года говорил Сергей Шматко, и тогда речь шла о региональных ценах как о базисе, — отмечает аналитик "Универ Капитал" Дмитрий Александров. — В принципе референтные цены могут быть интересны как механизм, но административно регулируемая привязка к региональным базисам может создать возможности для спекуляций между двумя соседними регионами из-за отклонений в стоимости логистики.

В последние несколько лет правительство пытается найти способ регулирования цен на рынке нефтепродуктов, но согласовать его с ВИНК так, чтобы он удовлетворял и их, и ФАС, и независимые сети, и потребителя, всё время не удается, заключает эксперт. В "Роснефти" от комментариев отказались.


Читайте полную версию на сайте