Митрополит Иларион: «Для радикальных мусульман любой христианин — враг»
— Каковы причины усиления гонений на христиан в последнее время?
—
Их несколько. Во-первых, безусловно, распространение идеологии
радикального ислама на почве невежества. Радикалисты используют
религиозные лозунги в своих целях, не имеющих ничего общего с религией.
Не случайно представители традиционного ислама жестко осуждают действия
экстремистов и говорят о том, что они искажают учение основателя
религии. Во-вторых, для достижения межконфессионального мира нужны
правильные действия властей.
А когда политическая власть
расшатана или когда радикалисты приходят к власти, тогда на смену миру
приходят ненависть и вражда. Так произошло в Ираке, где при помощи
внешней силы был свергнут политический режим, на смену которому пришли
радикальные силы. И положение христиан резко ухудшилось. Если при
Саддаме Хусейне в Ираке проживало 1,5 млн христиан, то сегодня, по
разным данным, их осталось от 150 до 400 тыс. Резко обострились
межконфессиональные отношения в Египте после свержения Мубарака. Я
сейчас не хочу давать оценку свергнутым политическим режимам, я лишь
констатирую очевидный факт резкого ухудшения положения христиан в этих
странах.
— А как восстановить значимость христианства?
—
В тех странах, где совместно проживают христиане и мусульмане, нужна
система контроля. Государство должно озаботиться созданием адекватных
условий, позволяющих представителям всех религий свободно исповедовать
свою веру. И именно на правительстве лежит ответственность за
обеспечение межконфессионального мира. Каким образом государства
достигают своей цели — зависит от конкретной ситуации на местах. Также
мне кажется, что когда страны Запада принимают политические решения по
ситуации в какой-то стране, они должны непременно учитывать тот факт,
что изменение ситуации может привести к ухудшению положения христиан. К
сожалению, сейчас этот фактор не принимается в расчет и наши братья по
вере оказываются заложниками политики "установления демократии в странах
Ближнего Востока и Северной Африки".
— Возможно ли
усиление межконфессиональных проблем в Сирии, где, судя по последним
сообщениям, уже началось преследование христиан?
—
Вплоть до недавнего времени в Сирии сохранялся межконфессиональный
баланс, созданный на протяжении многих веков. Когда патриарх Кирилл во
время визита в ноябре прошлого года встречался с лидерами христианских
церквей Сирии и Ливана, они высказывали опасения, что если политическая
ситуация изменится и к власти придут радикальные исламисты, то положение
христиан ухудшится. И действительно, мы видим, что это уже происходит в
тех частях Сирии, где фундаменталисты одерживают верх.
— Можно ли выделить какую-то из христианских Церквей, больше других страдающую от преследований?
—
Радикально настроенные мусульмане не очень разбираются в тонкостях, для
них любой христианин является врагом. Теракты совершаются против кого
угодно: православных, коптов, католиков, протестантов. Но хочу отметить,
что, когда взрывается бомба, страдают зачастую и мусульмане. Поэтому
все религии мира, включая ислам, должны выступать против терроризма
единым фронтом.
— Мы все время говорим о гонениях на
христиан со стороны радикальных исламистов. А встречаются ли проявления
нетерпимости со стороны представителей других религий?
—
Бывают. Например, в Иерусалиме и других городах Святой Земли можно
наблюдать примеры ненависти к христианам со стороны радикально
настроенных иудеев. Также мы получаем известия о преследованиях христиан
со стороны индуистов в Индии, Пакистане.
— Предпринимает ли сейчас РПЦ конкретные действия для поддержки христиан по всему миру?
—
Когда Владимир Путин, будучи еще кандидатом в президенты, встречался с
главами традиционных конфессий России, я высказал пожелание, чтобы
защита христианских меньшинств в тех странах, где они подвергаются
гонениям, стала одним из основных векторов внешней политики России. И
Путин заверил меня, что так оно и будет. Сейчас эта тема — одна из
основных в диалоге РПЦ и МИДа. Есть рабочая группа по взаимодействию
между Церковью и министерством. Дважды в год мы встречаемся. Как раз
последняя встреча, прошедшая уже после нынешней Пасхи, была посвящена
христианофобии и преследованию христиан в разных странах. Также есть и
система более частых встреч с сотрудниками дипломатического ведомства по
текущим вопросам. Понятно, что у церкви своя повестка дня, а у
государства своя и не все подходы идентичны. Но в данном случае мы можем
и должны действовать сообща.
— И каковы основные направления действий?
—
Во-первых, мы должны препятствовать замалчиванию фактов о гонениях
христиан. Во-вторых, мы можем привлекать к решению вопросов, связанных с
положением христиан на Ближнем Востоке, руководство стран, входящих в
каноническую юрисдикцию РПЦ. В-третьих, рычагами воздействия на ситуацию
могут стать политические и экономические отношения, как это год назад
предложила Еврокомиссия. Страны Ближнего Востока и другие страны, где
христианские меньшинства подвергаются гонениям, нуждаются, как правило, в
политической и экономической поддержке сильных государств Запада. И
такая поддержка должна оказываться только в обмен на гарантии соблюдения
прав христианских меньшинств.
— На встречах с руководством ближневосточных стран уже затрагивались эти темы?
—
Затрагивались, хотя о результатах пока говорить рано, ситуация там
очень напряженная. Но все-таки мы надеемся, что совместными усилиями
получится выстроить систему защиты христиан.
— Сотрудничает ли РПЦ в этих вопросах с другими христианскими конфессиями?
—
Конечно. Мне кажется, что тема защиты христиан должна выйти на первый
план в отношениях между христианскими Церквами. И конечно, тема защиты
христиан должна стать основной в межрелигиозном диалоге. Иной раз мы
обсуждаем богословские вопросы, пусть и важные, но не имеющие прямого
отношения к ежедневной жизни людей. А надо больше внимания уделять
защите людей — их жизни и их права на исповедание христианской веры.