У Кремля возникли проблемы с Татарстаном
Кремль столкнулся с проблемой: Татарстан не желает переименовывать высшее должностное лицо республики – президента Республики Татарстан, как того требует федеральный закон, утвержденный 29 декабря 2010 года президентом РФ Дмитрием Медведевым и запретивший главам субъектов Федерации называться президентами. Об этом рассказали "Известиям" источники в кремлевской администрации.
Москва поставила перед полпредством Приволжского федерального округа жесткую задачу: в самое ближайшее время решить проблему переименования должностей руководителей Татарстана и Башкирии, сообщил изданию источник, близкий к Администрации Президента РФ. "Если с Башкирией все более или менее понятно – Хамитов (президент республики Рустэм Хамитов. – Прим. KM.RU) уже почти согласился сделать это, то Татарстан наотрез отказывается от переименования", – пояснил он.
Факт существования проблемы в разговоре с изданием подтвердил и депутат от "Единой России" Александр Сидякин, прошедший по региональной группе Татарстана. "Для Татарстана есть некая сакральность в наименовании должности президента. И, в принципе, никаких оснований унифицировать все "под одну гребенку" действительно нет. Все-таки у нас – федеративная республика, а не унитарное государство, где все должны "сравняться", – считает парламентарий. "Все-таки Татарстан имеет свои исторические и национальные традиции, – продолжает он. – Если в регионе изначально так сложилось, что есть некая сакральность в наименовании должности президента, я не вижу в этом ничего страшного".
"В руководстве Татарстана действительно не в восторге от необходимости менять название высшего республиканского поста с "президента" на, к примеру, "главу", – в свою очередь, рассказывает источник, близкий к руководству Татарстана. Вопрос с переименованием болезненно воспринимается среди политической и научной элиты Татарстана, добавляет главный редактор крупной газеты "Звезда Поволжья" Рашит Ахметов. "Это бьет по авторитету республики, хотя формально Рустем Минниханов (президент Республики Татарстан. – Прим. KM.RU) и говорит, что относится к этой ситуации прагматично", – говорит он.
По словам Ахметова, у Минниханова есть и юридический козырь в споре за право именоваться президентом. "Согласно федеральному закону о переименовании, Татарстан обязан сделать это до 2015 года. Но по договору о распределении полномочий между Центром и республикой (он имеет статус федерального закона) РТ вправе полностью самоопределять свое внутреннее устройство. Если наш Госсовет принимает название "президент", возникает коллизия двух федеральных законов. Республика может обратиться в КС и попросить разъяснить, какой из законов имеет приоритет", – поясняет он.
Ахметов утверждает, что категорически против "унификации" выступают и экс-глава Татарстана Минтимер Шаймиев, и значительная часть депутатов Госсовета РТ. "Это – статус, республика как бы всегда была на особом положении. Очень болезненно воспринимается даже такая чисто символическая потеря", – поясняет собеседник издания.
Казалось бы, ну что стоит Москве уступить в данном случае Казани? Дело-то ведь "всего лишь" в статусном величии не столько самой должности, сколько в величии ее наименования… Но так ли уж безобиден для России этот "чисто статусный" вопрос, тем более что каких-то особых сиюминутных преимуществ по сравнению с другими регионами страны он пока Татарстану и не приносит? Выясняется, что нет. Цепляясь за нынешний особый статус своего высшего должностного лица (да и всего Татарстана), местная этнократия тем самым приберегает для себя плацдарм для дальнейшего наступления на федеральный центр. Да, особый статус Татарстана пока что, к счастью для России, является преимущественно декорацией, но ведь в любой момент – при перемене в раскладе сил между Москвой и Казанью – он тут же станет поводом для присвоения Татарстаном новых полномочий и привилегий! И так – вплоть до полного разрыва с Москвой. И это – отнюдь не голословное утверждение.
"В постсоветском Татарстане национал-сепаратизм был всегда", – подтверждает руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Раис Сулейманов. Об этом он заявил в интервью изданию "НацАкцент" после конференции "Национал-сепаратизм в Татарстане в начале XXI века: идеология, организация, зарубежное влияние", которая проходила в конце марта в Казани.
"Другое дело, – продолжил эксперт, – что иногда он (национал-сепаратизм. – Прим. KM.RU) оказывал сильное влияние на политическую жизнь, а иногда оно ослабевало. Сейчас это сложно представить, но в начале 90-х в центре Казани регулярно проходили многотысячные митинги татарских сепаратистов. Многие выходили на них искренне, но кого-то и организованно привозили на машинах из сельских районов. К концу 90-х национал-сепаратизм абсолютно маргинализировался, потеряв былую поддержку как народа, так и власти. Все 2000-е гг., когда федеральный центр проводил правильную политику по централизации, он был не нужен. Сегодня, в 2012 году, республиканская этнократическая элита Татарстана опять пытается использовать национал-сепаратизм для торговли с федеральным центром".
"Поскольку сейчас федеральный центр так или иначе обсуждает "русскую тему", – продолжает эксперт, – ее уже нельзя игнорировать, как это происходило до сих пор. Уже даже либералы вынуждены говорить о проблемах русских. Этнократическая же элита Татарстана воспринимает это как прямое покушение на собственные интересы. Ведь с нее спросят: а почему у вас, извините, такая ситуация, что нет русских во власти? И тогда им придется подвинуться. И, понимая это, региональная элита начинает использовать для ответа на этот русский вызов, который бросает Центр, татарских национал-сепаратистов. Их деятельность начинают освещать, их опосредованно финансируют".
"Значит, татарский национализм для нее – не только инструмент, но республиканская власть и сама националистична?" – уточняет корреспондент издания.
"Совершенно верно, – поясняет Раис Сулейманов, – у нее этноцентризм присутствует в политике. Понятно, что национализм власти выражается не в радикальной и не в открытой форме, хотя идея независимого Татарстана где-то в кулуарах тоже обсуждается, но такие разговоры не ведутся на публику. Сдерживающими факторами является наличие русского населения и расположение внутри России. Если бы Татарстан находился у границ России, то эти сепаратистские настроения звучали бы куда более громко".
"В Конституции Татарстана в ее преамбуле за татарским народом закреплен отдельный статус, т. е. в Основном законе республики четко разделяются понятия "многонациональный народ Татарстана" и "татарский народ", – продолжает эксперт. – Похожего статуса для русского народа, но только в федеральной Конституции, кстати, требуют многие русские националисты. То, что требуют русские националисты, уже 10 лет существует в Конституции Татарстана, но только для татар. Сейчас татарские националисты жутко боятся, что поправку о государствообразующей роли русского народа введут в Конституцию России. При этом, когда им указываешь на параллель с Конституцией Татарстана, на то, что в ней уже прописан особый статус татарского народа, то татарские националисты из Государственного Совета Татарстана – местного парламента, – в ответ заявляют, что такие сравнения неуместны и вообще особый статус татарского народа не противоречит законодательству (sic!). Получается, что они ищут соринку в чужом глазу, когда выступают против особого статуса русского народа в Конституции России, но бревна у себя, в Конституции Татарстана, не замечают".
"Федеральная власть воспринимается как некий хищник всеми националистами, даже лояльными региональной власти, – продолжает эксперт. – Россия преподносится ими в роли колонизатора, который мучает татарский народ. Конечно, у лоялистов это подспудно маскируется под словесную риторику про гиперцентрализацию страны и ущемление прав регионов. Вы нигде не прочтете, чтобы председатель Всемирного конгресса татар (эта структура создана в свое время властями Татарстана и ими же финансируется. – Прим. KM.RU), например, заявил бы, что "Москва нас грабит". Этого никогда не будет. К региональной же власти отношение, естественно, разное. Радикальные националисты воспринимают их как предателей. Как говорит лидер "Азатлыка" (оппозиционная властям националистическая организация. – Прим. KM.RU) Наиль Набиуллин, "власти Татарстана – это колониальное правительство, все региональные чиновники – это имперские чиновники". Умеренные националисты, которые, как правило, интегрированы в региональную власть и занимают какие-то чиновничьи посты, сочувствуют сепаратистам, но не могут в силу своего положения выступать активно и публично".
"Сейчас никто не может быть оптимистом, – подводит итог эксперт. – Накопившиеся проблемы не решаются. И самая главная проблема, коррупция, не решается вовсе. А решить ее можно было бы очень просто. Например, начать сажать министров, губернаторов, глав регионов, крупных чиновников в тюрьму и давать им реальные сроки, сажая в общую камеру с уголовниками, отправляя на лесоповал. Ровно 12 лет назад подавляющее большинство населения было настроено пропутински. Людей, искренне ему верящих, было значительно больше, чем сейчас. Сегодня же ситуация такая, что те, кто состоят в "Единой России", стесняются этого факта, молодежь, которая выходит на проправительственные митинги, скрывает свои лица от теле- и фотокамер, потому что им стыдно за свое участие, даже если они участвуют в этих акциях за деньги. Произошла полная делегитимация всех ветвей власти, в Татарстане это еще усугубилось полицейским скандалом. Неясно, как решить эту проблему. Тут возможность связана только с реальными переменами, если начнутся реальные посадки коррупционеров".
"А если не начнутся?" – сомневается корреспондент.
"Гигантская пропасть отчуждения между властью и народом будет разрастаться, – считает эксперт государственного "мозгового центра" России. – И, как итог, революция – самый ужасный сценарий из возможных… На фоне этого кризиса в Татарстане будут наблюдаться следующие тенденции. Все провалы федерального центра будут давать новые, нередко справедливые поводы для ее критики татарским сепаратистам. Это позволит им усилить свое влияние. И если сейчас федеральная власть все еще удерживает региональную элиту, может быть, за счет страха, то дальнейшие дезинтеграционные процессы ослабят эту связь. Сепаратистские настроения будут усиливаться все больше и больше. Иностранная поддержка тоже будет существовать. Но в глазах населения сепаратистские настроения со стороны региональной власти уже будут выглядеть как легитимные и справедливые: дескать, посмотрите, что в России творят Путин и его команда, надо отделиться от этой страны и от ее проблем... Такова будет логика политики Казанского Кремля, которая найдет поддержку у населения. Если пойдут дезинтеграционные процессы в национальных республиках Поволжья, начнется также отток русского населения. А опыт показывает, что когда уезжают русские, это, во-первых, всегда пагубно сказывается на экономике, а во-вторых, в регионе начинается этноконфессиональная архаизация общества, как это происходит в Таджикистане, Киргизии, Туркмении или в российских Чечне и Дагестане. При нынешней политике федерального центра русских в Татарстане будет ждать судьба русских Северного Кавказа".
Так что вопрос о статусе руководителя Татарстана – отнюдь не только "статусный".