Александр Прокопьев: «Патентная система призвана стать серьезным импульсом развития малого бизнеса»
Одно из двух основных изменений, которые я бы выделил, связано с отменой ЕНВД, - но по результатам обсуждения и запросов предпринимательского сообщества эта система налогообложения перестанет действовать только в 2018 году, а до того времени ЕНВД перестанет быть обязательным, выбор ее применения останется за предпринимателем.
Второе, но не по значимости, - о патентной системе налогообложения, которая поправками в Налоговый кодекс выделена в отдельный вид систем налогообложения, а возможности ее применения серьезно расширены. Заработать система сможет уже с 2013 года: законы субъектов РФ о введении с 1 января 2013 года патентной системы налогообложения должны быть опубликованы не позднее 1 декабря 2012 года. А индивидуальные предприниматели, планирующие применять патентную систему налогообложения с 1 января 2013 года, должны подать заявления о получении патента не позднее 20 декабря 2012 года.
Как же будут работать "патенты"? Патентная система вводится законами субъектов РФ в отношении 47 видов деятельности. Но этот перечень в части бытовых услуг регионы могут расширить по своему усмотрению. Регионы же устанавливают и размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности в рамках, установленных новым законом – от 100 тыс. рублей до 1 миллиона. И уже от этой суммы, предприниматель, избравший патентную систему, платит 6% налога. При этом он избавлен от составления налоговой декларации, а лишь ведет книгу учета доходов. Далее. Предприниматель "на патенте" освобождается от налога на доходы физических лиц, на имущество, НДС. Сам патент (или отказ в нем) выдается налоговым органом в течении 5 дней после получения заявления.
Как видно, патентная система призвана стать серьезным импульсом развития малого бизнеса, позволяя предпринимателям сосредоточиться непосредственно на рабочих вопросах, развитии вместо составления деклараций по куче налогов.
Сейчас важно, чтобы регионы тоже пошли на встречу предпринимателям и в полной мере использовали возможности закона. Желательно расширить перечень видов деятельности, подпадающих под "патенты", а также нужно установить адекватные размеры потенциально возможного к получению дохода. То есть, если для швейной мастерской установить потенциальный доход в 1 миллион, а реальный доход конкретного предпринимателя около 200 тысяч (налог в таком случае составит 60 тыс. рублей – 6% от 1 миллиона), то он вряд ли почувствует выгоду от такого патента. Между тем закон позволяет регионам установить зависимость потенциального дохода от кол-ва работников, транспортных средств, а для малых предприятий розничной торговли и общественного питания – еще и от количества объектов. Эта норма дает возможность депутатам региональных парламентов использовать более гибкий подход к расчету потенциального дохода, а значит и налога: меньше работников - меньше и налог, и наоборот.
Таким образом, ответственный подход алтайских парламентариев к установлению адекватных размеров потенциального дохода даст возможность как можно большему количеству индивидуальных предпринимателей радикально упростить ведение бизнеса. Такой подход важен еще вот почему. По новому закону 100% налоговых сборов по патентной системе идут в муниципальные бюджеты. Соответственно, чем больше предпринимателей перейдут на "патенты", тем сильнее вырастут возможности муниципальных бюджетов, и тем значимее будет работа местных властей, так как больше собираемых денег будет оставаться на местах.