Правила движения: "антимитинговый" закон вступил в силу
Федеральный закон Российской Федерации от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ г. Москва "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
Напомним, вчера утром закон подписал президент и объявил об этом во второй половине дня на совещании по вопросам совершенствования судебной системы в Санкт-Петербурге. Глава государства подчеркнул, что нельзя ограничивать права граждан на волеизъявление, но при этом нельзя и мешать тем людям, которые не участвуют в уличных мероприятиях.
Владимир Путин знает о критике закона. Вчера он побеседовал по телефону с главой Cовета по развитию гражданского общества и правам человека Михаилом Федотовым и дал понять, что в курсе его опасений. "Но я не только закон подписал, но и внимательно посмотрел материалы, которые прислала Госдума", - пояснил глава государства. "Сравнивая закон с аналогичными законодательными актами других европейских стран - ФРГ, Италии, Испании, Великобритании, Франции, - судя по этим материалам, в нашем законе нет ни одного положения, которое было бы более жестким, чем меры, предусмотренные аналогичными законами в странах, которые я назвал", - констатировал Владимир Путин.
По его мнению, правоприменительная практика никоим образом не должна ограничивать демократические права граждан на волеизъявление и выражение своей позиции, в том числе с помощью уличных шествий. Но все это должно быть так организовано, "чтобы не наносить ущерба гражданам, которые в этих мероприятиях участия не принимают".
Президент привел в пример массовые беспорядки в Лондоне, поджоги машин, а потом годичные поиски зачинщиков. "Но общество, гарантируя части граждан права на выражение своего мнения, в том числе и с помощью уличных мероприятий, должно оградить других граждан, общество в целом, от радикализма", - подчеркнул Путин.
Он попросил участников совещания (председателей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, Генпрокурора и министра юстиции) проанализировать закон со всех сторон и сделать свои предложения. "У нас ничего не является застывшим. Если обнаружим, что депутаты что-то недосмотрели, что-то можно изложить иначе, то можно выйти к депутатам, посмотреть, как этот закон будет применяться, и обратиться к ним с просьбой что-то поправить", - пояснил он.
Обращаясь к судьям, Владимир Путин добавил, что на этом примере хотел показать, что вопросы подобного рода нужно решать, обсуждать и предлагать для обсуждения обществу как можно в более открытом режиме.
"Говорить, что на Западе штрафы меньше, чем у нас, некорректно", - прокомментировал решение журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. По его словам, поправки абсолютно в русле законодательства, используемого в этих странах на протяжении долгого времени, и эта практика себя оправдывает. "С учетом нашей реальности - наши поправки мягче, чем европейские аналоги", - подчеркнул Песков. К тому же закон всегда можно усовершенствовать, сослался он на слова президента.
Говоря про размеры штрафов, пресс-секретарь главы государства уточнил, что штрафы смехотворны за многие нарушения, и это всем известно. Но на них нельзя ориентироваться, принимая новые законы.
Предположения о том, что закон препятствует протестной волне, он назвал злым умыслом. По его словам, документ не ограничивает, а упорядочивает волеизъявление граждан.
Чуть меньше месяца потребовалось депутатам и сенаторам, чтобы успешно провести через парламент закон, который уточняет правила для митингов, шествий и других публичных мероприятий и вводит строгие санкции за их нарушения. Стоило ли так спешить? Большинство парламентариев не сомневаются - стоило. И не скрывают, что их торопили московские события 6 мая, закончившиеся беспорядками, из которых был сделан вполне логичный, хотя, может быть, и несколько запоздалый, вывод: раз в стране активизировалось "уличное движение", в котором участвуют тысячи российских граждан, значит, для него должны быть установлены внятные правила, не мешающие людям реализовать свое конституционное право. И предусмотрено адекватное наказание за их нарушение. Иначе - хаос, чреватый опасными последствиями, угрожающий жизни и здоровью людей.
Инициаторы закона - депутаты "Единой России" - утверждают, что все санкции, предусмотренные за нарушения правил проведения и организации публичных мероприятий, вполне укладываются в общеевропейские стандарты. А если говорить о величине штрафов, то "наши явно недотягивают", хотя предусмотренный штрафной максимум в миллион рублей - сумма, конечно, немалая. Но именно столько должно заплатить юридическое лицо, если на митинге из-за бездействия или неправильных действий организаторов случилось ЧП, в результате которого был нанесен вред здоровью человека или ущерб имуществу. Максимальный штраф, который суд может назначить гражданину, виновному в серьезном нарушении правил проведения публичного мероприятия, - 300 тысяч рублей. Для должностных лиц штрафная планка установлена на максимуме в 600 тысяч рублей.
Наказание будет несколько мягче, если все обошлось без вредоносных последствий, тем не менее в результате нарушений осложнилось движение пешеходов или транспорта или потребовалось привлечение дополнительных сил полиции. Штрафы составят для граждан от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, для должностных лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей, а для юрлиц - от 250 тысяч до 500 тысяч рублей.
Строгий спрос предполагается за организацию или проведение несанкционированных публичных акций в непосредственной близости от опасных объектов, например, ядерных установок. За такое нарушение полагается штраф от 150 тысяч до 300 тысяч рублей или административный арест на 15 суток. Закон вводит и новый вид административного наказания - обязательные работы, которые нарушители будут отбывать по решению суда. Общая продолжительность таких работ не может превышать 200 часов, и далеко не всем нарушителям такую меру можно назначить. Запрещается привлекать к обязательным работам беременных женщин, женщин с детьми в возрасте до трех лет, инвалидов I и II групп, военнослужащих, пожарных и некоторые другие категории граждан. Им придется за свои нарушения расплачиваться рублем. Штраф до 300 тысяч рублей или арест до 15 суток грозит тем, кто уклонился от обязательных работ без законных на то оснований.
Любители простых арифметических действий уже стали подсчитывать, какую же зарплату должен получать россиянин с активной жизненной позицией, чтобы и на штрафы хватало, и на жизнь оставалось. Но на самом деле можно ли избежать штрафа организатору публичного мероприятия, если на митинге оказались провокаторы. Судя по закону, можно. Миссия организатора будет исполнена, если он, обнаружив в рядах митингующих злоумышленника, укажет на них стражам правопорядка. И тогда уже не будет нести материальную ответственность за имущественный вред, причиненный участниками акций, если полиция не отреагировала на "сигнал" и не приняла необходимые меры для предотвращения беспорядков. Кстати, закон не допускает участия в подобных публичных мероприятиях людей в масках. В масках - это на карнавал. А на митинги нельзя приходить ни в гриппозной повязке, ни в парандже, ни укутавшись до глаз шарфом. Чтобы не затруднять идентификацию личности.
Закон ограничивает и круг людей, которые могут быть организаторами публичных мероприятий. В этот круг нет допуска гражданам с неснятой или непогашенной судимостью за совершение преступления против общественной, государственной безопасности и общественного порядка. Не могут заниматься организацией митингов и те, кто два раза и более раз в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушения на митингах.
Зато закон предусмотрел для желающих помитинговать возможность сделать это, даже не уведомляя власть. В каждом регионе должны появиться специальные места - нечто вроде лондонского Гайд-парка, где могут собраться как минимум 100 человек и провести свою акцию.
С одной стороны, он должен обеспечивать реализацию демократических механизмов участия в управлении делами общества и государства, предоставлять возможность гражданам и их объединениям заявлять о своих правах и свободах путем проведения публичных мероприятий в установленных законом формах. С другой стороны, он не должен нарушать гарантии соблюдения общественного порядка и безопасности. Это важно не только для граждан, не участвующих в публичных мероприятия, но и для участников таких мероприятий.
Статья 31 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Таким образом, установлено только одно ограничение этого права: оно должно реализовываться мирно, без оружия.Вместе с тем Конституция допускает введение иных ограничений, установленных законом в той мере, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Это положение части третьей статьи 55 Конституции Российской Федерации в полной мере согласуется с нормами Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года.Федеральный закон следует рассматривать в контексте основных тенденцией развития зарубежного законодательства. Практически повсеместно наблюдается ужесточение санкций за нарушение законодательства о порядке проведения общественных мероприятий: митингов, шествий, демонстраций, пикетирований. Увеличиваются размеры штрафов. Вводятся санкции в виде общественных работ. Более широко применяется тюремное заключение.
Так, например, в Германии в соответствии с изменениями, внесенными в 2008 году в закон 1953 года "О собраниях", размеры штрафов были повышены до 30 тысяч евро, а срок лишения свободы увеличен до трех лет. В Великобритании за преступления, нарушающие закон "О публичном порядке", может быть назначено наказание в виде тюремного заключения на срок до десяти лет и (или) штраф без ограничения размера. Во Франции наказания за несанкционированный митинг (манифестацию) согласно Уголовному кодексу установлены в виде лишения свободы до шести месяцев и штрафа до 7500 евро.
Практически по всем нововведениям федерального закона можно найти аналоги в зарубежном законодательстве. Так, например, ответственность за ношение масок во время митингов и демонстраций предусмотрена законодательством Польши, Германии, ряда других государств. Особого внимания заслуживает введение федеральным законом нового вида административного наказания - обязательных работ.
При строгом соблюдении порядка его назначения оно может явиться более гуманным наказанием, чем применяемый сейчас административный арест. И, что важно, будет иметь общественно полезный характер. Вместе с тем необходимо тщательно проработать порядок его назначения и исполнения, чтобы исключить произвольное толкование. Это относится и к некоторым другим положениям федерального закона.