Дарья Донцова: До сих пор сажусь на шпагат и могу догнать троллейбус
- Дарья, вы родились по соседству с солнцем русской поэзии.
- С Александром Сергеевичем Пушкиным.
- Как вы это ощущаете?
- Не могу сказать, что это на меня повлияло очень радикальным образом. Я просто знаю, что в июне появилось на свет большое количество писателей, поэтов. Какой-то такой летний месяц, который богат на литераторов.
- Считается, что люди, которые родились летом, особенно в начале лета, более солнечные, более счастливые по жизни.
- Я думаю, что зануды рождаются во все времена года. Я знаю, что люди, которые рождаются летом, более здоровые. Потому что на свет у своих родителей они получились осенью, а осенью человек отдохнул и хорошо витаминов покушал.
- По поводу гороскопа. Я вообще заметила, что мужчины-Близнецы прямо обожают гороскопы: ага, я Близнецы, у меня двойственная натура, поэтому у меня жена и…
- Любовницу еще завел.
- Точно. А вы верите в гороскопы?
- Я верю так. Если гороскоп мне обещает, что у меня будет все плохо, закончатся деньги, будет какая-то неприятность, я не верю категорически. Со мной такого просто не может быть. А если он мне обещает, что у меня будет все просто прекрасно, то я в это верю. Такая у меня система с гороскопами.
- На вас смотрят как на образец счастливой жизни. Сейчас расплодились "методики счастья", народ записывает на бумажках свои желания, каждый Новый год пишут, что они хотят. Вы когда-нибудь занимались чем-то подобным?
- Все Новые года наша компания, которая уже много лет неизменна, занимается тем, что за пару секунд до боя курантов начинает писать на салфетках свои желания, а потом судорожно их жевать. Я пару раз давилась так, что потом два часа ходила и кашляла, думала, смерть моя пришла. Желаний у меня, как правило, много, и мне для их записей не хватает маленькой бумажки, мне нужен рулон туалетной бумаги. А слопать рулон – достаточно тяжелая задача. Очень хорошо сказал Козьма Прутков: "Хочешь быть счастливым – будь им". Реально это не зависит от количества дворцов, денег и всего прочего. В общем-то, я всегда была счастливая – даже когда у меня не было ни дома, ни писательства, ничего.
- Мы с вами как-то обсуждали, как тяжело было жить в 90-е...
- Было тяжело материально, при отсутствии продуктов, одежды. Но количество счастья не уменьшалось. Вот купила я баночку зеленого горошка – и счастье меня затапливало с головой. Я шла с этим горошком домой и ощущала себя самой прекрасной женщиной на свете. Сейчас я так не радуюсь, когда покупаю зеленый горошек, у меня есть другие радости, которых, наверное, не было тогда.
- Что может радикально обрадовать Дарью Донцову сегодня?
- Успехи детей, Маши или Димы. Или тут недавно приехали две мои внучки. Старшая уже взросленькая девочка, во 2-м классе, а маленькая, она такая смешная, Арина. И к ней невестка с сыном пристали: скажи "баба Груня" (настоящее имя Дарьи – Агриппина). Она ходила, ходила и вдруг говорит: "баба Гого". И вот эта "баба Гого" обрадовала меня до такого предела, что я передать не могу. Я теперь всем говорю, что я "баба Гого", называйте меня только так. День рождения – тоже очень радостный момент, подарков жду всяких разных.
- Некоторые женщины перестают праздновать юбилеи после 40. А у вас такой солидный.
- Ну и что? Очень смешно скрывать свой возраст. Я обычно смеюсь, когда читаю биографии актрис. Родилась 7 июня, год не стоит. В 1968 году закончила театральное училище. Только дурак не посчитает, сколько ей лет было. Календарь – это то, что люди придумали для удобства летоисчисления. Если бы он был другой, мне бы сейчас было три мерки риса, допустим. И для кого я буду этот возраст скрывать, для моего мужа, с которым я живу 30 лет, который знает меня, как облупленную? Для детей, с которыми я тоже живу уже 38 лет с одним и 25 с другим? Я от них буду скрывать возраст? Хорошо, я скажу, что нашла Диму (сын – авт.) 15-летним у метро и усыновила. Но это же смешно, честное слово.
- Молодежь думает, что только они могут чего-то достичь. Но посмотрите на феномен "Бурановских бабушек". Я у них гостила накануне "Евровидения". Им почти всем хорошо за 70. И вот такая слава обрушивается на них. И они философски на это смотрят – просто радуются и угощают журналистов...
- Мне "Бурановские бабушки" тоже очень нравятся. Потому что они какие-то естественные, они очень хорошо поют. Это живое что-то на эстраде. У нас, к сожалению, очень мало этномузыки. Кто у нас поет народные песни? Вы мне сейчас два имени назовете – Бабкина и Кадышева. Еще Пелагея есть. "Бурановские бабушки", по-моему, очень нужны. Они совершенно замечательные. В отношении молодых. Когда я приезжаю во Францию, я там молодая женщина на уровне комплиментов от проходящих мимо мужчин. Почему-то у нас в России считается, что если тебе исполнилось 30, то тебе на кладбище пора скоро отползать. Я не понимаю, откуда это происходит. Потому что у меня нет ощущения дряхлости. Дряхлость – это что? Это невладение своим телом. Ноги не ходят, руки не задираются, шея не поворачивается. У меня шея поворачивается, я сажусь на шпагат.
- На шпагат?!
- Я занимаюсь фитнесом три раза в неделю, по 2,5 часа бегаю с гантелями, а потом еще около часа у меня растяжка. И это мне позволяет, во-первых, держать вес, а во-вторых, если надо, бежать за троллейбусом. То есть я не буду тормозить и ждать другой, я понесусь за тем, который уходит. Голова у меня прекрасно работает. Календарный возраст ничего не значит. Можно быть молодой в 100 лет, и полной моральной и физической развалиной в 20.
- По данным экономического журнала N, Дарья Донцова самый богатый писатель в России.
- Я на этот журнал N, честно говоря, очень зла. Потому что мы делали проект "Защити то, что тебе дорого" с Еленой Малышевой. Мы снимались обнаженные, достаточно значительное количество она привлекла, для того чтобы пропагандировать прививку против рака шейки матки. Это был абсолютно благотворительный проект. Ни одна из принимающих в нем участие звезд не взяла за свою фотосессию ни копейки. А этот журнал написал, что мы с Андреем Малаховым получили за проект по 100 тысяч долларов. Я была возмущена, позвонила Елене Малышевой, Елена позвонила в N и потребовала опровержения. Они его дали, но с тех пор всему, что пишет этот журнал, я не верю. Я просто пример того, что в этой стране деньги можно не воровать, а зарабатывать честным путем.
- В одной из первых наших с вами интервью вы сказали: треть моих заработков я откладываю. Вы так же сейчас поступаете?
- Новое пишете?
- Я не просто новое пишу. У меня закрыт весь 2012 год, в издательстве лежат рукописи. Я пишу вперед – из-за страха. Недавно болела гриппом. На 2 недели выпала из жизни. Если опоздаю сдать рукопись, подведу издательство, подведу читателя. Поэтому сейчас у меня февраль 2013 года по плану лежит на письменном столе.
- Даша, как поживают ваши постоянные персонажи? Даша Васильева жива – о ней ваша свежайшая книга "Гений страшной красоты".
- Да все живы, и я об их приключениях регулярно рассказываю, без внимания пока остался только Иван Подушкин, который уехал с бродячим цирком и пока не вернулся.
- И не воротится?
- Пока нет. А там посмотрим, что будет с Иваном Павловичем. Остальные все – Даша Васильева, и Евлампия Романова, и Татьяна Сергеева, и Степанида Козлова, и Виола Тараканова. У них у всех происходят жизненные события, на которые я не всегда способна повлиять. Они сходятся, расходятся со своими молодыми людьми, с кем-то ругаются. Даша Васильева вообще безобразница, замуж собралась. Мне это активно не нравится, я пытаюсь ее остановить от этого глупого поступка. Но она все равно упорно хочет пойти в ЗАГС.
- Естественно. Меня воспитывала немка, поэтому какие-то жизненные принципы буквально вбиты с младенчества. Все заработанные деньги я делю на три части. Они неравные, эти части, но я делю на три. Одна часть отправляется в фонд, который я не трону никогда. Мало ли что случится, кто-то заболеет. Не хочу с протянутой рукой ходить по народу: помогите мне, пожалуйста. Мне как-то неудобно будет и, наверное, стыдно. Поэтому какая-то часть у меня на всякий форс-мажор. Вторая часть откладывается на крупные покупки – машина, поездка куда-то за границу и т.д. А третью часть мы спокойно, тихо и радостно проживаем. Я так всегда делала – и когда у меня были маленькие заработки, и когда они стали возрастать. Просто суммы были разными. Я очень не люблю брать в долг. Я даже у издательства не беру никогда аванс.
- А я бы ее замуж давно выдала. Я, как и она, давно не замужем и очень туда хочу.
- Это желание обычно проходит в первый год брака (смеется).
Недетективная история
- У меня в конце мая, во время благотворительного марша "Вместе против рака груди" вышла книга. "Я очень хочу жить. Мой личный опыт". Это не детективный роман, эта книга написана о том, как жить с онкологией, жить счастливо, полной жизнью. Как с этим смириться, как это все проходить и так далее. Писать было очень тяжело, очень не хотелось, честно говоря. Но читатели много задают вопросов именно на эту тему. Я писала специально для них. Там большая глава о том, как вести себя родственникам – основанная на личном опыте. Да, есть врач и психолог. Но сами-то они не болели. Как они поймут-то тебя? Врачи не очень любят тебе объяснять, что они с тобой делают.
- У моего папы онкология тоже. Но он поправился.
- Но есть такие мысли, в которых твой папа тебе никогда не признается. А я его мысли, что у него сейчас крутятся в голове, очень хорошо знаю. Потому что у меня крутилось все то же самое. А спросить не у кого. Потому что подойдешь к врачу, он тебе говорит: ты здорова. Что ты пришла? Разговаривать с кем-то из родственников тяжело. Потому что надо признать свою слабость, сказать: я этого боюсь. А как он это может сказать? Никак. Тем более тебе, дочери. Он даже жене никогда не признается. Книжка для этого и написана, чтобы человек прочитал и понял, что то, что с ним происходит, не уникально, оно было со мной, с остальными. Это просто у тебя сейчас такой жизненный период, и он пройдет. На обложку вынесена фраза "Мы все устроены одинаково. Если я справилась с онкологией, то что мешает вам победить болезнь?" Я давала рукопись до ее выхода в свет почитать нескольким людям, которые больны онкологией. Они признались: как-то легче стало. Я очень откровенно рассказываю, как ты себя будешь чувствовать после операции, как выглядит шов, что с тобой сделают в перевязочном кабинете, про химию и лучевую терапию, про прием гормонов. Честное слово, это не страшно, все можно пережить, если не бояться.
- Вы снимались ню в рекламе прививки от рака. Каково вам было во время съемок? Страшно, наверно.
- Почему страшно-то? Нас снимал Володя Широков. Я его очень хорошо знаю, я ему доверяю. Я понимаю, что Володя - тот человек, который никогда не будет тебя уродовать, он профессионал наивысшего класса. Это первое. Во-вторых, после того как появились мои фотографии в обнаженном виде, в Интернете разгорелась борьба, чье прекрасное тело приставили к голове старушки Донцовой. Объяснить людям, что это я (занимайтесь спортом, соблюдайте диету, и будете так же выглядеть в моем возрасте), было практически невозможно. Интернет-сообщество называло имена таких молодых актрис, у которых я "украла" тело, что я даже собой загордилась. В-третьих, мы снимались так: верхняя часть у девочек была закрыта руками, а внизу шел слоган. Получилось, как бикини. Главное – у нас была задача, чтобы люди пошли делать эту прививку. Пока мы голыми не снялись, никто про нее и слышать не слышал, про эту прививку. А после проекта "Защити то, что тебе дорого" количество тех., кто пришел на прививку стало быстро расти.
Про чугунную задницу
- Есть какие-то симпатичные вам имена в современной русской литературе?
- Захар Прилепин пишет интересные книги. Честные. Он очень талантливый человек и думающий. Является ли это моей литературой? Нет. Буду ли я отдыхать, читая Прилепина? Нет, скорее он будет меня раздражать. Но я понимаю, что он явление в нашей литературе.
Вот, допустим, Сорокин. Я тоже понимаю, что он очень талантливый писатель. Но тоже не мой. А, допустим, Дина Рубина – моя писательница, Таня Устинова – моя, Таня Полякова. Я буду читать, и от этих книг у меня будут очень разные эмоции, но я понимаю, что это мое. Если ты понимаешь, что текст тебя цепляет чем-то, значит, эту книгу нужно купить и посмотреть. Понимаешь, отношения между писателем и читателем – это как секс. Вот ты видишь, что идет невероятно красивый мачо, а около него какая-то ужасная, кривоногая, страшная тетка. Ты идешь и думаешь: боже мой, я прекрасная, очаровательная, почему этот принц не со мной, а с ней? Да потому что ты ему не нужна, ему хорошо с этой кривоногой теткой. То же самое и с писателем. Если он совпал со своим читателем, то это пара, если не совпал, бесполезно их в эту пару складывать.
- С чего начать человеку, который хочет стать писателем?
- Надо определиться, для кого ты пишешь. Для себя или для людей? Потом нужно очень хорошо понимать, что гениальность твоя, она, вполне вероятно, сидит только в твоей голове. Вероятно, для других людей ты не окажешься таким гениальным, как тебе самому хочется. Поэтому слушай редактора, который не будет тебе давать плохих советов. Скорее всего, он захочет тебе просто помочь. Нельзя сбрасывать со счетов такую извечную писательскую проблему, как лень. Над писателем нет начальника. Валентин Петрович Катаев когда-то мне сказал, что основной писательский орган – это чугунная задница. Писатель пытается встать от стола, а чугунная задница должна его придавливать назад к стулу. Я, когда это услышала в подростковом возрасте, я подумала, что Валентин Петрович просто пошутил. Теперь я понимаю, что он был на 100% прав. И последний совет тому, кто хочет стать литератором: вы книжку-то напишите от начала и до конца, не рассказывайте, какой она будет прекрасной и интересной, просто сделайте рукопись. Нельзя издать то, что существует только в вашей голове.
- Мне ужасно нравится читать анонсы к вашим книгам. Приехали эти, потом те, закрутилось. И я понимаю свое ничтожество – что никогда ничего подобного не наворочу в жизни....
- Я врушка с детства. Я очень хорошо помню, как мы сидели в Переделкино: я, Тина Катаева (внучка Валентина Петровича) и Катя Рождественская (теперь известная фотохудожница). Сидели мы на скамейке и разговаривали. И кто-то сказал: давайте будем врать истории. Тина что-то соврала, Катя что-то соврала. Пришла моя очередь врать. Я заливалась соловьем довольно долго. Заливалась я до того момента, пока не увидела, что Катя Рождественская просто спит, а Тина Катаева слушала-слушала и сказала мне: я так складно врать не умею, Грушка. Вот с тех пор я очень складно и вру.
подробности - https://kp.ru/daily/25896.3/2854715/