Скандинавский подход к космическому туризму: дешево, но рискованно
капсула Tycho Brahe проходит испытания
Финансировать
команду высококлассных инженеров и конструкторов под руководством
Кристиана Фон Бенгстона (Kristian von Bengtson) может каждый желающий -
пока что таковых нашлось около 2 тыс. человек, собравших в общей
сложности порядко 300 тыс. долларов. Все 20 членов команды работают
бесплатно: средства расходуются на приобретение нужных материалов,
оборудования, и сам производственный процесс.
Решения
и технологии используются самые простые, надежные и недорогие. Корпус
сделан из обычной цельной стальной пластины, а для термоизоляции
используются множество слоев то нкой пробки общей толщиной 1,5 см.
Планируется,
что капсула Tycho Brahe будет совершать полет и возвращение по
баллистической траектории, в вершине своей поднимающейся на высоту более
150 км. Пассажир остается неподвижным, в полулежачем положении внутри
неуправляемой капсулы - и если б не прозрачный пластиковый колпак для
любования красотами, возможно, испытывал бы не самые лучшие моменты в
жизни. Ему остается лишь возможность вращать головой и ограниченно
пользоваться руками.
Вес капсулы составляет 300
кг при диаметре 62 см и длине 3,5 м, из которых около 2,3 приходится на
"кабину". Остальное заполняет оборудование. Опасное действие ускорения
компенсирует не только полулежачее положение путешественника, но и его
"кресло космонавта", выстроенное на прочном алюминиевом каркасе,
заполненном полимерной пеной с памятью формы и
покрытом кожей. Человек фиксируется в нем на все время полета, так что
испытать пьянящее переживание невесомости даже на пару секунд не
удастся.
Для испытаний в 2011 г. использовался
манекен Randy весом около 70 кг, который после полета на четырех
парашютах общей площадью 145 кв. м благополучно вернулся на Землю.
Кстати, если при возвращении что-то пойдет не так, пассажиры будут иметь
и индивидуальный парашют, который, если удастся, можно будет
использовать при катапультировании.
Словом,
проект производит неоднозначное впечатление. С одной стороны, стремление
сделать космос - хотя бы в таком урезанном виде - доступным массам
нельзя не приветствовать. С другой, как это часто бывает, в жертву
дешевизне проекта приносится буквально все, едва ли не жизнь того, кто
отважится влезть в эту капсулу. Недаром сам автор проекта Tycho Brahe,
Кристиан Фон Бенгстон, высказался о нем весьма оригинально: "Вместо того
чтобы умереть старым и немощным - не лучше ли сделать это на высоте 150
километров, с улыбкой на лице?"
Дата первого
полета капсулы с пассажиром на борту пока не называется, хотя известно,
что первым человеком в ней станет Питер Мэдсен (Peter Madsen), партнер
Фон Бенгстона по Сopenhagen Suborbitals.