Алтайский политолог об инициативе нового министра образования: "Может быть, кто-то рассматривает высокообразованных людей как "ненужных и опасных"?

"Может быть, кто-то рассматривает высокообразованных людей как "ненужных и опасных"?", - задается вопросом доктор исторических наук, профессор, директор Алтайской школы политических исследований  Юрий Чернышов, комментируя ИА REGNUM-Алтай предложение нового министра образования и науки РФ  Дмитрия Ливанова о сокращении бюджетных мест в вузах в 2 раза. Предлагаем ознакомиться с его мнением.

"Многие люди, работающие в образовании, тихо ликуют по поводу ухода А. Фурсенко - но он, собственно, никуда не ушел, а стал советником президента. К тому же надо помнить, что министры у нас не принимают принципиальных решений - они лишь их выполняют, подыскивая для этого кажущиеся им подходящими методы", - отмечает политолог.

"По сути, заявление нового министра Д. Ливанова демонстрирует нацеленность на все тот же курс: в России хотят резко уменьшить число людей с высшим образованием, особенно гуманитарным. Если прежде предлагали сократить число вузов, то теперь - число бюджетных студентов.

Методы разные, а результат один - в России будет меньше образованных, самостоятельно мыслящих людей. При нынешних доходах от продажи сырья за рубеж высшее образование содержать на сегодняшнем уровне было бы несложно. И это было бы то немногое, что еще осталось у нас от "великой державы". Но, может быть, кто-то рассматривает высокообразованных людей как "ненужных и опасных"?

Д. Ливанов в обоснование своего предложения "уйти от всеобщего бесплатного высшего образования" приводит такой довод: если человек вынужден будет дорого платить, "он сможет взять кредит, а будущий работодатель в обмен на обязательства погасит его". Интересно, много ли найдется, например, в Алтайском крае таких работодателей, которые готовы платить по 250 тысяч за обучение будущего специалиста? Десятки специальностей (по природе своей некоммерческих) при таком экстремально-коммерческом подходе просто исчезнут", - считает профессор Чернышев. При этом, по его мнению, есть еще один "неучтенный фактор":

"Итак, предлагается сократить бюджетные места в вузах в 2 раза. Это означает, что учиться смогут немногие, и не столько талантливые, сколько богатые. Но есть и еще одно последствие, о котором пока умалчивают. Поскольку число преподавательских ставок сейчас жестко привязано к числу бюджетных мест, это будет означать буквальный "разгром" преподавательского состава вузов. Люди, которые и сейчас вынуждены нести повышенную нагрузку за 10-15 тысяч, рискуют лишиться даже этого и оказаться на улице".

"Просчитывал ли кто-нибудь социальный ущерб от подобных скоропалительных решений? Понимают ли, какой долгосрочный урон это может нанести культурному и научному потенциалу России? Чтобы вырастить хороший научно-образовательный коллектив, нужны десятилетия. Чтобы уничтожить его, достаточно одного дня.

Главная проблема нынешней власти в том, что она плохо учитывает интересы общества. Сегодня, например, могут отменить выборы губернаторов, а завтра вернуть, но с "фильтрами". Общество отстранено от принятия всех этих спорадических решений. Но расплачивается за негативные последствия именно оно. Поэтому выход из этой ситуации может быть только один - установление действенного общественного контроля за решениями тех людей, которые облечены властью", - отмечает директор Алтайской школы политических исследований.

Напомним, что Российский студенческий союз выступает против инициативы министра образования и науки Дмитрия Ливанова. Об этом говорится в официальном пресс-релизе союза:

"Заявление министра, получившего бесплатное образование, противоречит социальным обязательствам, которые берет на себя государство. Мы считаем, что основополагающим принципом образовательной реформы должна быть общедоступность и качественность образования. Сокращение бюджетных мест в вузах приведет к популяризации в студенческой среде протестных настроений и идеологии уличной демократии. Российский студенческий союз надеется, что назначение нового министра образования не станет продолжением политики Фурсенко 2.0, который выступал за коммерциализацию образования".

Фото ИА "Амител".

Читайте полную версию на сайте