"АвтоВАЗ" вырулил, нарастив прибыль за счет господдержки
Однако, как и в 2010 году, "АвтоВАЗ" получил прибыль благодаря дисконтированию беспроцентных займов со стороны госкорпорации "Ростехнологии", которые завод получил в кризис в качестве субсидий от государства, уверяет "Коммерсант". В первой половине 2011 года компания подписала с "Ростехнологиями" допсоглашения о продлении сроков погашения части займов, общий объем которых на конец года составил более 42 млрд.
Завод получил от дисконта доход 11,3 млрд рублей, "но если исключить доход от дисконтирования займа "Ростехнологий" и предположить уплату рыночных процентов по кредитам, то при прочих равных условиях "АвтоВАЗ" получил бы чистый убыток более 3 млрд", - посчитал Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала".
Без учета процентов, которые не начисляются, и отложенных налогов конечный доход от дисконта корректируется до 5,6 млрд рублей. Поэтому в "АвтоВАЗе" прибыль считают не бумажной, а реальной, в размере более чем 1 млрд.
По мнению Владимира Беспалова, финансовые показатели "АвтоВАЗа" за прошлый год "достаточно слабые" - "несмотря относительно позитивные результаты первого полугодия, когда заводу удалось достичь рентабельности по EBITDA на уровне 6%, во втором она снизилась до 2%". При этом компания увеличила административные расходы более чем 30%, до 13,7 млрд, транспортные расходы - на 46,7%, до 9,1 млрд рублей. По итогам года рентабельность "АвтоВАЗа" составила 4%, это "низкий показатель, особенно на фоне растущего рынка".
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2011 году продажи новых машин в России увеличились на 39%, "АвтоВАЗ" показал рост на 11%. Высокий спрос на Lada отмечался только в первой половине 2011 года, по итогам которой завод увеличил продажи на 31% и заработал основной объем прибыли - 6,4 млрд.
Во втором полугодии завершилась государственная программа утилизации, продажи Lada начали замедляться, а с октября и вовсе стали падать. В результате за второе полугодие АвтоВАЗ смог прибавить к чистой прибыли лишь около 300 млн рублей.