Опубликован закон о правилах работы такси

Сегодня, 27 апреля, "Российская газета"  публикует закон, устанавливающий новые правила работы на рынке такси. Соответствующие изменения вносятся в ряд действующих законов, в том числе в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП).

В первой версии закон о такси был принят еще прошлой осенью и вызвал бурную реакцию со стороны сообщества таксистов. С одной стороны, деятельность таксистов давно нужно было узаконить. С другой стороны, некоторые положения, прописанные в законе, не учитывали сложившихся на рынке реалий. Сейчас, по оценкам межрегионального некоммерческого партнерства "Лига такси", в большинстве субъектов РФ легально работают не больше 5% игроков рынка коммерческого извоза. В Москве по лицензии работают 13,2 тыс. из 40-50 тысяч машин, в Северной столице - 4 тыс. из 15 тысяч.

Основным камнем преткновения между таксомоторным сообществом и властями стало положение о невозможности привлекать большинство физических лиц для работы в такси, а также требование к субъектам предпринимательства, осуществляющим таксомоторную деятельность, иметь автомобиль только в собственности или в лизинге.

Много нареканий у таксистов вызвало требование об обязательном наличии в каждом автомобиле такси таксометра. По их мнению, таксометр является устаревшим прибором, который редко используется у современных таксомоторных перевозчиков. Кроме того, зачастую наличие таксометра в автомобиле приводит к дополнительным расходам пассажиров.

При разработке публикуемых сегодня поправок пожелания бизнес-сообщества были учтены. Законом, в частности, предлагается разрешить работать службам такси и индивидуальным таксистам не только на автомобилях, находящихся у них в собственности или на условиях лизинга, но и на арендованных машинах независимо от даты заключения соответствующего договора. При этом эксплуатируемые автомобили должны соответствовать требованиям, установленным субъектами РФ.

Кроме того, поправки приостанавливают до 1 июля 2012 года действие положения КоАП об ответственности за перевозку пассажиров и багажа водителем, не имеющего при себе соответствующего разрешения на осуществление деятельности.

Сейчас таксисту нужно будет иметь пять документов.

1. Заявление. 2. Паспорт. 3. Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, полученная не ранее чем за три месяца до дня ее предоставления.

4. Копия свидетельства о регистрации ТС или копия договора лизинга или аренды (если соответствует требованию).5. Декларация о соответствии ТС нормам закона (в части шашечек, цветографической схемы, ТО каждые полгода, медицинский и технический контроль перед выходом).

Еще одна проблема, которая учитывается в поправках, - использование таксометра. Согласно документу, счетчики должны будут устанавливаться только в крупных городах, где стоимость поездки на такси зависит от времени и расстояния.

В связи с необходимостью серьезных экономических затрат перевозчиков на перекраску транспортных средств до 1 января 2013 года приостановлено действие нормы, регулирующей цвет кузова легкового такси по отношению к другим транспортным средствам.

Кроме того, поправки приостанавливают до 1 июля 2012 года действие положения КоАП об ответственности за перевозку пассажиров водителем, не имеющим при себе соответствующего разрешения на осуществление деятельности. Законодатели решили дать время субъектам РФ привести свое законодательство в соответствие с федеральным.

По словам директора некоммерческого партнерства "Лига такси" Булата Каримова, профессиональное сообщество в целом удовлетворено поправками в закон. Больше всего таксистов тревожил вопрос собственности таксомоторов. Законодатели пошли им навстречу. Очень важный момент - конкретизация документов для получения разрешения, потому что на местах, особенно в отдаленных регионах, власти стали придумывать региональные требования к документам, видимо, для того чтобы кому-то перекрыть путь на рынок. Второй важный момент - это то, что требовать или не требовать установки таксометра будут решать местные власти. В Санкт-Петербурге, например, решили не требовать установки таксометра.

Закон, конечно, не идеален. Получается: вносятся поправки к поправкам. Нужен новый закон, который бы создавался с учетом опыта внедрения этих поправок. В нынешнем законе слишком много требований предъявляется к легальным перевозчикам, а никаких форм поддержки не предусматривается, имеется в виду не только материальная продержка. Почему бы, скажем, не компенсировать частично затраты таксисов, чтобы перевозки были дешевле, чтобы люди пересели с частных машин в такси, и разгрузить транспортные артерии больших городов. Нужны законодательные инициативы, касающиеся диспетчерских служб, которые не имеют своего парка, а только принимают по телефону заказы от населения и передают их нелегальным перевозчикам.

- Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге крупные таксомоторные компании с собственным подвижным составом вытесняют диспетчерские службы, - говорит Булат Каримов. - Вполне вероятно, что через несколько лет основной костяк столичных таксомоторных рынков будут составлять легальные организации, располагающие парком комфортабельных автомобилей. Инвестициями в таксомоторные компании с собственным подвижным составом впервые за всю историю отечественного такси заинтересовались крупные финановые организации.

Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 34-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации"

Читайте полную версию на сайте