Будет ли Lada лучше, став француженкой?
НА "ОТВЕРТКЕ" ТЕРЯЕМ $60 МЛРД.
Деньги покупателей "русских иномарок" малой толикой остаются в России, но в основном на нашу экономику не работают и уходят за рубеж как плата за комплектующие - $60 млрд. в год. Как говорят эксперты, половины этой суммы хватило бы, чтобы за 3 - 4 года замутить собственное современное производство с нуля. Но чиновники успокаивают: доля отечественных деталей скоро вырастет до 60%. Сейчас эта цифра колеблется от 9 - 10% (Ford Mondeo, Skoda Fabia) до 53% (Renault Logan).
АвтоВАЗ прежде "отвертки" чурался. "Калина" - чисто наша, Granta - ее модификация, Priora - обновленная до неузнаваемости версия "десятки". Иностранные детали там есть, но основа российская. Тем временем в Калуге, Петербурге, Таганроге возникали автозаводы в чистом поле. А тут поле уже готовое, да еще какое! Когда смотришь на завод с 23-го директорского этажа, голова кружится: корпуса уходят за горизонт.
- Японцы как приехали, офигели, они же привыкли землю экономить, - говорит сотрудник завода.
И НЕ ЗА ТАКОЕ БАШКУ ПРОСТРЕЛИВАЛИ
Президент ОАО "АвтоВАЗ" Игорь Комаров подводит меня к графику показателей завода, который висит у него на стене: претензий к качеству меньше втрое, вот благотворное влияние иностранцев. Как достигли? Стали перетряхивать поставщиков. Один из сотрудников автогиганта вспоминает, как выглядели иные "официальные дилеры":
- Допотопный станок, на нем два чумазика штампуют фиговины, и все. А потом эти детали приходилось молотком загонять в пазы.
Поставщики, которых отстранили от завода, в бешенстве - ведь они теряют бизнес, говорит аналитик Сергей Удалов.
Захожу в тольяттинский ресторан, за соседним столиком разговор двух людей с мощными затылками:
- А что, французы из другого теста? И не за такое в свое время башку простреливали.
Задача в том, чтобы процесс прошел без драм, подчеркивает Игорь Комаров.
КОМУ ЕХАТЬ БЕЗ ПОНТОВ?
Lada Largus - первая вазовская "иномарка".
- Машина пока на 95% состоит из импортных комплектующих, - говорит директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков.
Lada Largus - это приспособленная к нашим дорогам, климату и бензину Dacia Logan, дешевая модель, созданная Renault специально для развивающихся стран. Прототип собирают в Румынии на заводе Renault.
Вот и получается, что АвтоВАЗ тоже переходит к классической "отверточной" сборке, причем не самых новых моделей.
- Нас ругают за "старье", так и Lada Largus не "новье", - горячится ветеран завода, которого я отловил у проходной.
- Зато проверенное, - возражает ему другой дедушка с внешностью классического советского инженера.
Игорь Комаров подчеркивает: потребителю продукции АвтоВАЗа нужны не понты, а ехать. Никто и не ждал, что французы и японцы начнут собирать на АвтоВАЗе престижные модели вроде Qashqai, для этого построены "чисто сборочные" заводы (например, в Англии), где "ниссановцы" и "реношники" полноправные хозяева. А в Тольятти они всего лишь акционеры.
Многие тольяттинцы уверены: становимся "конвейерным придатком". Комаров парирует: он готов всем и каждому объяснять, что так для завода будет лучше.
- Мы могли бы все это обанкротить, а не искать иностранных акционеров. Так было бы проще, - говорит высокопоставленный собеседник на заводе. - Но мы решили, что пострадают люди. Привели иностранцев - все равно недовольство. Не угодишь.
ВАЛЕРИЯ - НЕ ПОВОД ДЛЯ РАЗГОВОРА
- Да французы тут повсюду, - говорит "бомбила" Дамиль. - Лучшие отели, рестораны, пьянки-гулянки! Да сам все увидишь!
Дамиль привозит в ресторанчик: интерьер достойный, цены как в московской столовке. За столиком в самом деле сидят не нашенские персоны. Ведут себя тихо. Стриптиза с развратом не наблюдается. Интересуюсь у официантки, кто такие.
- А кто ж их знает! Блюда по картинкам выбирают, по-нашему не говорят. Налегают на пиво жигулевское, большим пальцем показывают - вкусно.
Пытаюсь с ними пообщаться. Улучив момент, показываю певицу Валерию на экране телевизора:
- No english (не говорю по-английски), - сухо отвечает мусью.
Вот за эту сухость их и не любят. Учитель истории Татьяна называет сделку новым нашествием Наполеона. Теперь на каждом уроке лекция про то, что было ровно 200 лет назад - в 1812 году. Не все так категоричны. Молодежь приветствует.
- Русский человек не способен такой махиной рулить, - говорит 22-летний Андрей, проработавший на ВАЗе два года. - Или схалтурит, или украдет.
А старикам обидно.
- Строили всем миром, теперь отдаем, - говорит пенсионер Максим Сергеевич. - Когда рыли котлован, я плакал от счастья.
От обид, однако же, впору перейти на темы более прозаические: что людям-то ждать от французов?
"ТУТ ВСЕ ПРИВЫКЛИ К ХАЛЯВЕ"
- Иностранцы расчетливые, не будет у нас "французских" зарплат (3 - 6 тыс. евро у рядового рабочего во Франции. - "КП"), - считает 40-летний Николай. - Раз русские за так вкалывают, зачем платить больше?
Работники нынешней зарплатой недовольны. Средняя - 22 тыс. (по городу - 18 тыс.). Но "среднее" - это и работяги, и менеджеры, врет цифра, ворчат рабочие. У слесаря от 7 до 18 тыс., у мастера до 22 тыс., у инженера 12 - 14 тыс., зато в бухгалтерии от 40 тыс., рассказывают они.
Иногда скепсис выходит из курилок и прорывается наружу. Пришел я на празднование 35-летия пуска "Нивы". Подняли на сцену парня, который родился в день этого события и сейчас стоит на конвейере. Ведущие спрашивают: "За что любите свою работу?" Но парень вызывающе молчит - дескать, не любит. В зале сочувственный хохот.
Воспоминания о прежних временах не дают покоя.
- В 90-е, когда завод растаскивали, тут все озолотились, - говорит Илья, ныне рабочий одной из "дочек". - Да что там, я себе тогда и квартиру сделал, и дачу, и машину вот эту (и потряс ключами от "шестерки"). Я-то понимаю, что халява кончилась. А мужики не все допетривают.
И тем не менее на завод работать идут охотно, рассказывают в администрации АвтоВАЗа. Пришел на конвейер и я. Тихо, светло, культурно. Тут и там группы людей, далеко не изможденных, сидят, пьют чай и даже курят.
- Попробуй им запрети! - говорит сопровождающий.
- Я держусь за завод, хотя тут копейки, - говорит Марат, с которым
познакомились за проходной (на заводе мне с рабочими говорить
запретили). - Вон мой товарищ ушел на лодочную станцию, по Волге на
катерах богачей катать, обещали 20 тыс., но штрафуют за каждую мелочь, и
на руки - четыре. Оно того стоит? А тут ты человек.
ОБОСТРЕНИЕ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ
В кризис завод уже проводил на пенсию (выплатив бонусы) и спровадил в дочерние предприятия около 40 тыс. человек. Теперь на АвтоВАЗе - около 70 тыс. О дальнейшей кадровой политике Комаров высказывается определенно: хотим объемы наращивать, люди нужны. Но задумаемся. "Французский" АвтоВАЗ уже вряд ли будет предприятием полного цикла, от куска металла до машины.
- Везде в мире штамповку отдают специализированным предприятиям, - говорит Михаил Пак из компании "АТОН". - Придется и тут. Но это не значит, что вырастет безработица, сделают все плавно.
На похожем заводе Skoda в Чехии трудится 45 тыс. - это та цифра, к
которой будет стремиться руководство, говорит Сергей Целиков. Французы
уже наставили на заводе видео-камеры и, если видят, что человек филонит,
делают выводы. Похоже, по самому плохому (для рабочих) варианту их
заставят больше вкалывать за те же деньги. Петр Золотарев - лидер
опального вазовского профсоюза "Солидарность" - предвидит усиление
классовой борьбы.
- Мы говорили с экспертами Международной федерации металлистов (IMF, рабочая организация с 25 млн. членами в ста странах, куда входят и работники автопрома. - "КП"), получается, что новые владельцы будут экономить на работнике. Так везде в странах третьего мира.
Недаром практически все "отверточные" производства в России отметились забастовками, резюмирует он. Правда, сам Золотарев бастовать уже не может. В его бунташном профсоюзе осталось от силы 300 человек. Даже если все они не выйдут, автогигант этого не заметит.ГОРОД, ОТКУДА ХОЧЕТСЯ УЕХАТЬ
Нельзя делать продукт, призванный радовать людей, и при этом жить безрадостно. На зарплату автовазовского работяги в Москву да на курорты не полетаешь. Ты заперт в своем городе. А город "убит".
- Что ни день, кто-то из ребят с пробитым колесом, - говорит водитель крупного автопредприятия.
Везде в России по весне дороги плохие. И все-таки Тольятти поражает. Сажусь в авто. Дорога пустая, но тащимся едва 40. Огибаем ямы. Уже встретили две аварии - народ, маневрируя, бьется.
- Ну а теперь самое веселое, - вздыхает водила, въезжая в лужу.
Вода грязной стеной застит окна. Едва не сталкиваемся в лоб с другой машиной - пересекли сплошную и не заметили. "Нива" рядом уходит в воду почти по фары и резко газует…
ДЕТАЛИ
Как ВАЗ 20 лет покупателя искал
МНЕНИЕ ЗА
Любая иномарка выигрывает перед "Жигулями"
- Приход иностранного инвестора - благо для потребителя, - считает Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России. - Продукция нашего коренного автопрома не идет ни в какое сравнение с иномарками. Да, в менее развитые страны ввозят не самое новое. Но даже это старое в сравнении с нашими последними разработками - как небо и земля. Наш покупатель в большинстве своем небогат. Сейчас он довольствуется отечественными моделями. Они уже не удовлетворяют требованиям безопасности. Если человеку за эту же цену предложат новую иномарку, он будет счастлив и не станет переживать, что в Европе эта модель известна давно. Возможно, АвтоВАЗ одновременно будет и дальше производить свои прежние модели. Это его дело, но я бы очень хотел, чтобы все это ушло с наших дорог.
МНЕНИЕ ПРОТИВ
Иностранцы пришли делать деньги, остальное - до фонаря
- Я не паникую относительно прихода иностранцев, - говорит Борис Кагарлицкий, директор Института проблем глобализации. - Но факт: у западных бизнесменов нет интереса в развитии нашей страны. Это абсолютно нормально. Они не благотворители и не патриоты России. Они делают бизнес, а не думают о развитии хотя бы города Тольятти, крайне проблемного во всех смыслах. Это уже наша задача. И я спрашиваю: ну хорошо, мы поставили на нашем автопроме крест. Это, дескать, "старая экономика". Согласен, давайте этот сегмент отдадим. Но что вместо? Где новые проекты "новой экономики"? Их нет. Как нет в целом какой бы то ни было индустриальной стратегии.
"Не от ума в России горе, коли во власти вор на воре"
Самые злые эпиграммы экс-топ менеджера АвтоВАЗа Юрия Целикова
* * *
При коррумпированной власти
Все эфемерно. Все в прострации.
А бизнесмены разной масти
Кучкуются в ассоциации.
* * *
Сын губернатора - врожденный бизнесмен.
А пост отца - гарантия успеха.
Таков закон - я говорю без смеха.
Закон рожден в эпоху перемен.
* * *
Да-а-а... Видно чем-то манит та галера,
Что новый срок гребец готов мотать.
Раб божий, ну скажи, какого хера
С рабами должен и народ страдать?
* * *
Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте?
На свете есть еще печальней повесть,
О власти, потерявшей совесть!
* * *
Борцам с коррупцией вручаются медали
От имени коррупционной вертикали.
* * *
Чтоб безнаказанно украсть,
Нужна огромнейшая власть.
* * *
Рабочих кадров - дефицит,
Зато телохранителей все больше.
* * *
Большой начальник вечно занят,
Как в бойком месте туалет.
* * *
Подожди страна немножко -
В моде новый стиль!
Скоро даже "Бабка-Ёжка"
Сядет в новый "Ё-мобиль".
* * *
Когда к деньгам безмерный аппетит,
То горе от ума России не грозит.
Не от ума в России горе,
Коли во власти вор на воре".
* * *
Кто предан юмору и лире,
Тот должен помнить о сортире,
Где мочат, кроме террористов,
Еще и вредных юмористов.
* * *
На ВАЗе доктора наук
Успешно лечат наши уши.
Любая критика все глуше.
Ой, как опасно пилим сук.
* * *
В истории гиганта автопрома
Открылась новая, столичная страница:
Временщики ведут себя как дома,
На деньги ВАЗа продолжая... жить в столице.
* * *
ВАЗ для варягов - кубик Рубика.
Прислали их заводом поиграть.
Все крутят-вертят стороны у кубика.
Запутают - кто будет собирать?
* * *
Инакомыслие на ВАЗе?
Их мизер - сдвинутых по фазе...
Все, что "инако" - измышленье.
Когда карманное мышленье.
* * *
Я лирой засветил заводу своему.
Мне менеджмент в ответ фингал поставил.
На всякий случай, если не пойму,
Что ВАЗ наш "самых честных правил".