Барнаульцы звонят в колокола
- Звони так, как … у тебя на душе, - дал совет одной из прихожанок, не решающейся позвонить в колокола Свято-Никольской церкви Барнаула, звонарь Виктор Николаевич Бутин.
Говоря эти слова, он поднес сжатые в кулаки руки к груди, изображая душевный порыв. А потом, прикрыв глаза, напел пару слов из "мирской" песни: "Вечерний звон...". И все сразу стало понятно. Научить юную горожанку колокольному звону Виктор Николаевич не смог бы: за пару минут нереально. А вот насчет настроя подсказал. И это, наверное,
Седовласый звонарь приветливо встречал всех, кто в Светлое Христово Воскресенье поднимался на колокольню церкви. Таких было великое множество: по винтовой лестнице, ведущей из храма на колокольню, в течение дня туда-сюда сновали люди. Я не предполагала, что в Барнауле столько желающих попробовать себя в качестве звонарей. Напомним, что на Пасху и в Светлую Седмицу в храмах принято соблюдать древнюю традицию – позволять обычным гражданам звонить в храмовые колокола.
На площадке колокольни помещается не больше десяти человек. Поэтому, чтобы подняться на нее, нужно дождаться, пока другие сойдут вниз. Путь по лестнице не легкий: она очень крутая. Тем не менее, барнаульцы осмеливаются брать с собой маленьких детей. Их у родителей заботливо "принимает" Виктор Николаевич.
Правда, на этом смелость некоторых заканчивается. Робкими подчас становятся даже мужчины. Наверняка, каждый из них думал, что сейчас зазвенит на всю округу. Но когда перед тобой появляется масса веревок (за них нужно тянуть), соединенных с языками колоколов, педалей, тоже ведущих к колоколам, теряешься. Как сделать, чтобы звон был стройным? Как побороть стеснение перед чужими людьми? Какой "мотив" выбрать? Стоят, раздумывают, пропускают свою очередь и порой уходят, ни разу не ударив в колокол. И все равно с довольными и исполненными радости лицами.
Очень удивила
Эмоционально получилось и у другой горожанки. Поднявшийся на колокольню мужчина не выдержал и подыграл ей, задействовав еще несколько колоколов, до которых она не дотягивалась.
"Вы самоучка?", - задала я вопрос. "Да! Мне один раз показали. И потом я сам стал учиться", - рассказал Виктор Николаевич.
На меня произвела впечатление еще одна женщина. До моего прихода она однажды звонила в колокола, при мне тоже сыграла, и намеревалась сделать это в третий раз. "Бог любит троицу! Сейчас подожду и в третий раз позвоню", - заявила она, в конце фразы перейдя на смех, вызванный смущением. Ее третьего по счету звона я не услышала. После 20 минут пребывания на колокольне начало гудеть в голове от обилия звуков. Пора спускаться. Виктор Николаевич признался, что и сам успел устать — тоже в голове гудит. С р
Напоследок, после какофонии (пусть не обижаются барнаульцы), хотелось услышать красивый звон. Вначале Виктор Николаевич не соглашался сыграть, уступая место прихожанам. Но когда на колокольне стало почти пусто, сделал нам подарок. Худенький, не высокий, в слишком большой по размеру кофте, в момент игры он выглядел величественно. Ветер развевал его волосы. Колокола пели. Ощущение счастья переполняло слушающих. Вспомнилось "Звони так, как … у тебя на душе".
Фоторепортаж с колокольни можно увидеть здесь.