Обнародование ЧП в Гусеве, по мнению психологов, породит эпидемию избиений по России

Страшная калининградская история об избиении девочки-инвалида одноклассницами вылилась в спор взрослых о деньгах и телевидении, а вовсе не о воспитании. Дети социально жестоки, и девочки, как рассказали газете ВЗГЛЯД эксперты, уже превосходят по этим грустным показателям мальчиков.

Какие уроки можно извлечь из того, что произошло в маленьком городе Гусеве?

Размытые кадры, снятые камерой мобильного телефона, вызывают отвращение даже не самим фактом избиения – жестокого (ногами по голове и лицу), бессмысленного (жертва даже не пытается сопротивляться, а ее добивают) и подлого (лежачего не бьют по всем неписаным законам улицы), а нарочитой публичностью этого "наказания".

Но если покопаться в криминальных сводках или просто забить в поисковике "драки девушек" или "драки подростков", то становится ясно, что ЧП в Гусеве – лишь звено длинной цепи подросткового насилия. И началось это не сегодня и даже не вчера.

Специалист по посттравматическим стрессовым расстройствам, руководитель отдела клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов убежден, что проблема буллинга (агрессивного преследования одного из членов коллектива, особенно коллектива школьников и студентов) значительно усугубилась за последние годы. Причем происходит это во всем мире. Россия здесь занимает, к счастью, далеко не лидирующее место. Но буллинг, в той или иной степени встречающийся почти в каждом коллективе, приобрел особые, извращенные черты.

"Бойкот", "темная"... Эти понятия известны всем: кому – по личному опыту, кому – из рассказов знакомых, кому – из литературы или кино (вспомните ту же "Республику ШКИД" или "Чучело"). Но, как правило, коллективная расправа всегда происходила, когда никто из взрослых не мог это проконтролировать.

"До определенного времени все делалось тихо – на территориях, которые были вне контроля взрослых, школы. На задворках, в туалете. И, кстати, огромное количество этих "булей" – так называемые "хорошие дети". Они очень социабельны и отлично понимают, что власть держится кулаками. Кто сильнее – у того и власть. В большинстве случаев их жестко и строго воспитывают в семье", – говорит Сергей Ениколопов.

"Но парадокс: после появления новых СМИ люди стали не просто бить, они снимают это и выкладывают в сеть. Против них даже не нужно никаких доказательств собирать. Все уже есть. Многие сотрудники правоохранительных органов, которые сталкиваются с такими делами, просто не понимают: как можно на себя собирать компромат?!" – продолжает Ениколопов.

"В человеческой психологии ничего не меняется. Две составляющие того, что произошло в Гусеве, – власть и слава. И это перебарывает инстинкт самосохранения. Вот единственное, чем можно объяснить то, что они снимали все на видео. Ну а чем мы больше об этом говорим, в том числе по ТВ, тем это больше будет усиливаться", – говорит психолог.

"Эпидемия таких избиений вполне возможна – подростковая среда наиболее чувствительна к моделям поведения. И любая модель, где подросток показывает, что он готов перейти Рубикон и социальную норму, тут же начинает тиражироваться. Вот недавно у нас с высоток прыгали, теперь, возможно, одноклассников избивать начнут", – сказала в интервью газете ВЗГЛЯД старший научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская.

Читайте полную версию на сайте