Жители военного поселка под Бийском: «Наша жизнь превратилась в ад!"
Согласно этой программе, Министерство обороны России должно к январю 2014 года уничтожить 3 миллиона тонн старых снарядов, бомб и мин, которых на российских арсеналах скопилось, согласно официальным данным, около 6 миллионов тонн. Вот и грохочут взрывы и на военном полигоне Бийского района, и на Шиловском в Новосибирске, и в Челябинске, и в Саратове, и в Томске, и в Юрге. Дело государственной важности, кто же спорит: у старых боеприпасов давно истек срок годности, значит, они представляют серьезную опасность, но…
В редакцию "БР" обратились жители военного городка, того, что находится за контрольно-пропускным пунктом: "Наша жизнь превратилась в ад! Мало того что живем теперь в прифронтовой полосе, так еще взрывной волной снесло стекла в окнах, а в квартирах поползли по стенам трещины. Не верите? Приезжайте!".
Попасть за контрольно-пропускной пункт ВАИ на служебной машине сложно,
– Вчера, 29 марта, вечером вынесло два окна в детском саду, – волнуясь рассказывает Татьяна, мать двоих детей, находящаяся в декретном отпуске. – А у соседки лопнуло стекло на лоджии. В подъезде по стене идет трещина: между дверным проемом и самой стеной – зазор в палец толщиной. Взрывы грохочут три раза в день – у нас в квартирах все ходуном ходит! Звоним в ГОЧС: "Что нам делать, у нас стекла вылетают, дети плачут – мы боимся!" А нам в ответ: "Если боитесь – выходите на улицу!" Теперь как только взрывы начинаются, беру детей и выхожу в коридор – на всякий случай.
– У меня два дня назад выбило стекло на кухне, – включается в разговор Нина в красной куртке, - пишет Наталия Дмитриева, не называя имен – их мужья служат в воинской части, в ведении которой находится полигон. – Я пошла в нашу службу ЖЭК "Славянка", так туда уже военные завезли новые стеклопакеты – чтобы нам вставлять взамен разбитых. Причем взрывы начались 16 марта, а предупреждающие объявления наклеили только к вечеру 17 марта! Мы целый день названивали командирам части и спасателям из ГОЧС!
Эмоции захлестывают пассажиров рейсового автобуса. Тем временем автобус благополучно пересекает пост ВАИ: женщины указывают на силуэты машин, которые виднеются вдалеке на полигоне – говорят, что сегодня 20 КамАЗов с боеприпасами привезли, скоро взрывать начнут…
Наталия Дмитриева:
Язык не поворачивается называть этот поселочек военным
городком: всего три жилых дома, на первом этаже одного из них находится
детский сад. На конечной остановке нас уже ждут – из домов вышли жильцы
и работники детского сада. Я оглядываюсь и понимаю, что женщины
из автобуса меня не обманывали: жилые дома действительно пострадали
от взрывных волн. Во многих окнах выбиты стекла, некоторые из них
затянуты полиэтиленовой пленкой. Стекла окон на первом этаже заклеены
– В детском саду сегодня с утра заменили разбитые окна, – говорит работница детского учреждения. – Вчера вечером их взрывной волной вынесло. Разве такое возможно в мирное время?!
Одним словом, проблема налицо. Вернее – на окнах. Жители военного городка краски не сгущают – об этом красноречиво говорят выбитые стекла в окнах и на лоджиях. Но в то же время начальник ГОЧС по Бийскому району Николай Синичкин делает официальное заявление о том, что жители военного городка и района Заречья не должны паниковать – все взрывы ведутся с учетом разработанного регламента и жесткой техники безопасности, когда в одну лунку закладывается около 100 килограммов взрывчатки в тротиловом эквиваленте вместо предписанных федеральными службами 120 килограммов. И что безопасности жителей военного городка и Заречья ничего не угрожает. Мол, без паники.
Так почему лопаются стекла в окнах жилых домов в самом военном городке? Мы попытались найти ответ на этот вопрос у ветеранов военного дела, и вот что нам сказал сапер-профессионал бийчанин Николай Гранков, который давно вышел на пенсию:
– Если разбиты стекла в окнах, значит, взрывные работы ведутся с нарушением техники безопасности, – категоричен Николай Николаевич. – Значит, саперы перебарщивают с количеством взрывчатки, значит, мощность заряда слишком велика. Только по этой причине могут от взрывной волны вылететь стекла.
А независимый эколог Сергей Белоконь, который сейчас входит в состав экологической комиссии при администрации города, сказал, что, в принципе, большой опасности для экологии Заречья и самого Бийска эти взрывные работы не представляют. Потому что ведутся далеко от города. Хотя, разумеется, при взрыве в атмосферу выбрасывается огромное количество химических веществ, которые потом оседают на площадках, полях и домах, являясь потом в дальнейшем источником пылевыделения.
Одним словом, хотим мы этого или нет – на военном полигоне до конца апреля будут идти работы по утилизации старых боеприпасов. Хотя, к примеру, мэр города Зима (Иркутская область) обратился к президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой срочно остановить утилизацию боеприпасов, потому что в городе после взрывных работ появились трещины в домах. И военные пошли навстречу – уменьшили мощность заряда.
Справка:
Утилизация устаревших ракет и боеприпасов обойдется Министерству обороны в 27 млрд руб.
К настоящему времени утилизировано 2794 тонны ракет и боеприпасов.
Для утилизации боеприпасов военные с февраля должны использовать новое устройство Р-40, получившее название "Разрушитель". Оно представляет собой металлическую трубу с зажигательной смесью, при воспламенении которой создается мощная реактивная струя. "Разрушитель" пробивает стенки заряда и выжигает взрывчатку изнутри. Но военные предпочитают утилизировать боеприпасы старым способом.