Кремль повременит с изменениями Конституции
"Рабочей группе толком ни разу не удалось собраться. Если какая-то работа ведется, то, может, совсем в недрах администрации президента", — иронизирует участник рабочей группы, депутат Госдумы от "Справедливой России" Михаил Емельянов.
В Кремле затишье с разработкой закона объяснили так:
- Из поручения разработать закон не вытекает, что поправки в Конституцию необходимы. На сегодняшний день объективной необходимости в изменении Основного закона нет. Никто не собирается менять Конституцию - ни действующий президент, ни будущий - поэтому и закона не надо, - заявил "Известиям" источник в кремлевской администрации.
По его словам, президент дал это поручение по итогам встречи с лидерами несистемной оппозиции. У главы государства есть обязанность давать поручения по поводу всех обращений, прозвучавших на встрече, в том смысле, чтобы их проработали в администрации, говорит источник.
Впрочем, в Кремле не считают идею о проработке механизма созыва собрания бессмысленной.
- Темы о том, что собирать Конституционное собрание идут с 1990- х годов, и в известном смысле оппозиционеры правы: механизм созыва собрания не прописан, как и не сказано, кто должен в нем заседать, - поясняет собеседник "Известий".
О Конституционном собрании говорится в девятой главе Конституции России — этот орган созывается в том случае, если парламент инициирует изменения в первую, вторую и девятую главы Основного закона — "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека" и "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" (остальные главы Конституции парламент может отредактировать без созыва Собрания — "за" должно проголосовать так называемое конституционное большинство депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, а также не менее двух третей региональных парламентов).
Но что из себя представляет Конституционное собрание, Основной закон не сообщает. Говорится лишь, что созыв происходит в соответствии с федеральным конституционным законом, который так и не был принят за 18-летнюю историю существования Конституции РФ.
Устранить коллизию попытался Дмитрий Медведев. В начале марта он поручил главе администрации президента Сергею Иванову "представить предложения по подготовке проекта федерального конституционного закона о созыве Конституционного собрания" в срок до 20 марта. Тогда же и была создана рабочая группа Вячеслава Володина, куда вошли эксперты и депутаты Госдумы от разных фракций.
Почему работа прекратилась, так и не начавшись?
Высокопоставленный источник "Известий" в Кремле объяснил происходящее просто: "Очевидно, что эта инициатива была озвучена... в "митинговой горячке". Это все объясняет. Все поняли, что никакой реальной работы в этом направлении проводить просто нет необходимости. Ведь Конституционное собрание нужно собирать с целью изменения Конституции. А ее менять никто не собирается", — рассказал собеседник издания.
Сами члены рабочей группы объясняют приостановку разработки закона примерно в таком же ключе.
— Накал страстей, которыми была продиктована эта инициатива, утих, это очевидно. А ведь все предложения по проведению политической реформы диктовались тем недовольством, которое проявляли жители Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов после декабрьских выборов, — говорит Емельянов. Теперь, по его словам, накал несколько спал, и работу над совершенствованием Конституции "можно вести в системном, неспешном режиме".
Один из разработчиков Конституции РФ — Сергей Шахрай сказал "Известиям", что Конституционное собрание на самом деле и не нужно, поэтому рабочая группа правильно поступает, задерживая разработку закона.
— Если в условиях финансового кризиса начинают пересматривать основы государственного строя, это плохо заканчивается. Дело в том, что Конституционное собрание — это учредительный орган. Он не обсуждает поправки к Конституции, он меняет Конституцию целиком. Что не устраивает кого-то в первом разделе, где перечислены базовые ценности? По этим вещам в обществе сейчас консенсус. Раздел второй, посвященный правам человека, составлен из норм международного права. Здесь можно только ухудшать, — рассуждает Шахрай. — Дальше идут полномочия президента, правительства и парламента. Вот в этих разделах уточнять полномочия можно с помощью поправок в Основной закон или принятия поправок в закон о правительстве. Так что сейчас такой момент, что созывать конституционный орган, создавать его необходимости нет.
Закон "О Конституционном собрании" так и не будет разработан еще в течение многих лет, прогнозирует глава Центра политических технологий Игорь Бунин:
— Конституционное собрание открывает возможность для редактирования основных глав Конституции. Поэтому как только появится законодательная возможность его созвать, то тут же набегут желающие пересмотреть основополагающие положения — права, свободы или светский характер власти. Это не нужно ни власти, ни оппозиции, так что разработка этого закона будет еще очень долго тормозиться.