"Дешевое такси будет ездить по Барнаулу очень и очень нескоро"

Многократно хваленый и руганый Закон "О такси" (ФЗ-69), как и предсказывали, осенью прошлого года поднял проездные тарифы на 50 процентов, ведь службы перевозок понесли убытки, которые необходимо было компенсировать, чтобы остаться на плаву

Об этом пишет "Вечерний Барнаул ".

Однако пару недель назад цены снова упали, и вместо 150 рублей проезд на такси по Барнаулу теперь стоит старую добрую сотню.

Такое явление, как падение цен на транспортные услуги, мягко говоря, непривычно, а представители местных служб перевозок комментируют это не очень убедительно.

- Просто мы стараемся сделать так, чтобы вам, нашим клиентам, было лучше и комфортнее в наших такси, – с улыбкой объясняет такой феномен сотрудница службы такси "Город" Ирина Кольмайзер.

Более понятной становится ситуация после разговора с водителем такси службы "Драйв" Владимиром Степановым:

- Началось все с наших конкурентов - им повысили дневную норму выработки до 1 450 рублей, при том что спрос стал намного ниже, – рассказал таксист. – Все водители пришли к начальству и сложили ключи на стол. Мы ведь работаем следующим образом: сдаем начальству норму, у нас она 1 300 рублей, а остальное берем себе. Ну, еще машину заправляем за свой счет, а в некоторых компаниях водители и ремонт оплачивают.

Получается, что многим на таких условиях стало нерентабельно работать. Спрос на такси упал, и таксистам могло вообще ничего не остаться от дневного заработка. Осознав это, руководство службы решило увеличить спрос проверенным способом – снизить цену. Конкуренция показала себя в действии: за этой фирмой последовали и другие.

- Это чистой воды барнаульский форс-мажор, – считает ведущий эксперт федерального экспертного дома "Финам" Дмитрий Баранов. – Маловероятно, что кто-то догадывался о нем и что-то подобное прогнозировал. Снижение цен – это оперативная реакция на бунт водителей и желание сохранить бизнес, не более того.

- Безусловно, вопрос о том, что цена на таксомоторные услуги снизится, рассматривался, – утверждает председатель межрегиональной общественной организации "Город и транспорт" Антон Буслов. – До сих пор в этой сфере не было четких правил, а их появление повысило ее рыночный потенциал, так заработали и механизмы снижения цен.

Для пассажира, конечно, ситуация с новыми ценами выгодна, как ни крути, а вот сами таксомоторные компании должны как-то покрывать издержки, связанные с пресловутыми новыми правилами. Счетчики, кассовые аппараты, оранжевые фонари и шашечки нужно как-то окупать, поэтому падение тарифов и выглядит необычным.

- Теперь нам, по идее, и норму должны понизить, – считает Владимир Степанов. – Как мы будем накатывать те же деньги с меньшей ценой? В том, что клиентов прибавится, лично я сомневаюсь. Сейчас весна, смена сезона – тоже фактор, люди скорее пешком будут ходить, чем на такси ездить.

Но есть и более оптимистичные прогнозы.

- Не исключено, что владельцы компаний компенсируют часть из своих средств за счет большего количества рейсов, – считает Дмитрий Баранов. – Возможно, что какие-то компании будут делать займы.

Необходимо учитывать еще один нюанс: в городе есть диспетчерские с нанятыми машинами, а есть службы такси со своим автопарком. У первых, как правило, нет никакой программы развития, и все расходы перекладываются на водителей.

- Организованные службы такси включат все издержки в свой инвестиционный план и какое-то время будут иметь меньшую рентабельность, – полагает Антон Буслов. – Пойдет нормальный процесс: водители от диспетчерских перейдут в транспортные компании. Произойдет структуризация рынка, укрупнение игроков на нем. Это полезно и городу, и перевозчикам, и пассажирам.

Водительские бунты и высокая конкуренция, конечно, сделали свое дело, но на стоимость запчастей и горючего они, к сожалению, не влияют. Это уже сейчас намечает для такси дорогу "назад в будущее".

- Цены обязательно будут расти, хотя и не столь быстрыми темпами, – говорит Дмитрий Баранов. – Совершенно очевидно, что не все компании смогут выжить на этом рынке.

Единственный путь, который видит эксперт для небольших и средних таксомоторных компаний, – это объединение в одно юридическое лицо или в профессиональный союз.

- У нас поездка на такси пока явно дороже, чем на личном автомобиле, – напоминает Антон Буслов. – Но в процессе развития рынка транспортных услуг ситуация будет меняться.

Правда, как с сожалением уточняет эксперт, дешевое такси будет ездить по Барнаулу очень и очень нескоро…

Читайте полную версию на сайте