У полицейских спросят все
Служба, а то и личная жизнь каждого полицейского и любого другого
сотрудника органов внутренних дел станет прозрачной для уполномоченных
проверяющих и контролеров. Подготовлен новый приказ о порядке проведения
таких служебных проверок. Документ выставлен для общественной
экспертизы на официальном сайте МВД России, - пишет "Российская газета ".
После событий в полиции Татарстана стало очевидно, что любое ЧП в полиции, даже слух об этом, необходимо не просто рассматривать под микроскопом, но и делать его гласным. Этой задаче полностью отвечает новый приказ министра, который предстоит обсудить всем миром.
По этому документу даже заявление, тем более - жалоба, на сотрудника МВД может стать основанием для назначения служебной проверки. Поводом может послужить обращение или сообщение судебного, правоохранительного, контролирующего или любого другого государственного органа, общественной организации или публикации в средствах массовой информации.
Причем такую проверку может санкционировать и лично министр, и все остальные уполномоченные начальники территориальных органов. Понятно, что выводы после проверки могут быть самые разные.
От полного оправдания своего сотрудника до предания его суду по уголовной статье. А чтобы не было кривотолков, служебная проверка - если речь не идет о каких-то действительно государственных секретах - должна быть известна общественности. Актуальность этого документа очевидна - предложен действенный механизм реализации требования законодательства о гражданском контроле за органами внутренних дел. Четко прописаны все детали: когда и как назначается комиссия для проведения проверки, в каких случаях в ней участвуют сотрудники подразделения собственной безопасности, кто вправе принимать решение о проверке самих контрразведчиков и высокопоставленных начальников, сколько человек должны подписать заключительный акт. В приложении к приказу даже показаны образцы документов - заявления, объяснения, акта. Проверку должны проводить не дольше месяца. Впрочем, дату ее окончания может назначить министр либо уполномоченный руководитель, принявший решение о проведении служебной проверки. Ведь провести полноценное расследование серьезного происшествия не всегда удается за тридцать суток.
В проверке не могут принимать участие подчиненные или родственники проверяемого сотрудника. Более того, подвергшийся проверке сотрудник имеет право обжаловать такое решение, не давать никаких объяснений, не читать и не подписывать акт. Ему могут предложить пройти психофизиологическое исследование на полиграфе, различные виды тестирования, в том числе на алкоголь и наркотики. Опять же, сотрудник вправе помогать или не участвовать в работе проверяющей его комиссии.Приказ недвусмысленно предостерегает от попыток оказать какое-либо давление на комиссию. Если же такое вдруг случается, в документе отдельным пунктом стоит требование немедленно докладывать вышестоящему руководству.
Подписывать акт проверки помимо автора должны не менее трех сотрудников, подтверждающих верность результатов и выводов. А выводы могут быть самые разные - от полной невиновности человека, необходимости привлечения к дисциплинарной ответственности до предложения направить документы в Следственный комитет. Может быть и так: в ходе служебной проверки вдруг вскрывается преступление. Тогда оно в обычном порядке регистрируется и расследуется. Но до этого момента проверочная комиссия не должна подменять собой органы дознания или предварительного следствия.
Впрочем, даже если сразу понятно, что сотрудник совершил преступление и история завершится возбуждением уголовного дела, служебную проверку все равно проведут. Инструкция, кстати, обязывает членов комиссии не только опросить очевидцев происшествия из числа сослуживцев, но и промониторить морально-психологический климат в коллективе. Что важно, новый документ прописывает обязательное требование - о результатах и сделанных выводах непременно должен быть направлен ответ тому человеку или организации, чье обращение послужило поводом для проведения служебной проверки. То есть положить, что называется, письмо или заявление под сукно, замолчать ситуацию станет намного труднее.