"Ни бури, ни воды, ни стакана": закончил свое существование Алтайский тракторный завод

Закончил свое существование Алтайский тракторный завод. Но еще остались осколки бывшего градообразующего предприятия, и по сей день выполняющие работу, которую не замечают горожане и, увы, не ценят работодатели. Об этом пишет корреспондент "Алтайской правды" Людмила Маковецкая.

Насосная станция, качающая промышленно-ливневые стоки, относится к энергосиловому цеху "Алттрака". После того как РАТМ стал владельцем завода и раздробил его на ряд самостоятельных подразделений, станция вместе с цехом досталась "дочке" – ООО "Бетон-45".

Сегодня она – такой же банкрот, как и другие. Решением арбитражного суда от 12 мая 2011 года ООО "Бетон-45" признано несостоятельным, и в отношении его открыто конкурсное производство, которое продлится до 25 апреля. Только в отличие от многих цехов насосную станцию на клюшку не закроешь: прекратит она работу – и промышленная вода хлынет наружу.

– Если 2-3 дня воду не откачивать, то она заполнит машинный зал и пойдет на улицу и в Алей, – говорит Елена Лебедева, машинист насосных установок. – Грязные стоки попадут в реку, питающую город и район, – вот вам и источник инфекции.

Когда-то, хотя и не в такие уж давние времена, здесь трудились девять человек. Сейчас, после сокращений, осталось только пятеро. Вопреки требованиям техники безопасности каждую смену дежурит только один специалист. В случае нештатной ситуации дежурный машинист (а все они – женщины!) взваливает на плечо неподъемный ключ и тащит его за сотню метров к берегу реки, где расположена задвижка аварийного сброса. Вообще, её с усилием сдвигают двое крепких мужиков, а женщине приходится справляться самой – где ночью-то помощника найдешь?

Получает машинист 4600 рублей в месяц. Точнее, должен получать. Только вот даже этих невеликих денег работники насосной станции и цеха не видели уже семь месяцев. В последний раз им выплатили в декабре 50 процентов от августовской получки – и все. Одним "Бетон-45" задолжал около 20 тысяч рублей, а слесарю энергосилового цеха Владимиру Орановскому и вовсе почти 40 тысяч.

Работники обратились в прокуратуру, та – в суд. Ряд вынесенных судебных решений обязывает взыскать с ответчика задолженность по заработной плате, только все это на бумаге и остается.

Конкурсный управляющий ООО "Бетон-45" Тимофей Шмаков официально уведомляет всех - от работников станции до прокурора и главы администрации города, что "погасить образовавшуюся задолженность по заработной плате не представляется возможным ввиду отсутствия денежных средств у должника" и что "требования об оплате труда лиц, работающих (либо работавших) по трудовым договорам, относящиеся к текущим (т. е. возникшим после даты возбуждения дела о банкротстве), удовлетворяются во вторую очередь".

Получается, руководство сказало своим сотрудникам: "Ваш номер второй" – и умыло руки. А они ощущают себя не просто вторым номером, а людьми второго сорта, которым нечем платить за квартиру (у большинства образовались долги за коммунальные услуги) и приходится постоянно занимать деньги, не зная, когда смогут их вернуть. Хорошо, у кого мужья зарабатывают, а ведь есть и матери-одиночки.

На этом издевательства над людьми не закончились. В помещении станции отключены отопление и питьевая вода. Всю зиму женщины прожили с двумя обогревателями, а воду носили из дома. Громадные щели в полу прикрыли стареньким паласом, чтобы не так сильно дуло. При этом в трудовом договоре у каждой черным по белому написано: "Характеристика условий труда: нормальные". Возможно, для "Бетона-45" это и нормально, но вряд ли кто-то из его руководства согласился бы проработать в таких условиях хотя бы один день.

Что же держит работников в этом богом забытом месте? Как ни странно, прежде всего – чувство долга. Они все в первую очередь говорят о том, чем чревата остановка насосов, а затем уж о своих проблемах. И очень надеются, что их кто-нибудь услышит.

По мнению Тимофея Шмакова, внести стабильность в работу энергосилового цеха возможно при переводе его работников в муниципалитет и передаче перекачки промышленных стоков в пользование муниципальному предприятию, например, Рубцовскому водоканалу. Однако данное предложение оказалось неприемлемым для администрации города.

Как пояснил заместитель главы администрации Сергей Черноиванов, данная система не используется для нужд населения города, не участвует в технологическом процессе водоканала и является объектом промплощадки. Мэрия не имеет юридического права влиять на внутрихозяйственную деятельность субъекта и развитие событий на предприятии. Единственное, что может сейчас пообещать администрация – поставить на учет в центре занятости населения работников цеха, если они будут уволены по сокращению штатов.

– Мне осталось 1 год 4 месяца, чтобы заработать право на звание ветерана труда, – говорит Галина Зимовая, машинист насосных установок. – Неужели я все эти годы трудилась зря? А в возрасте за 50 кому мы нужны, кто нас возьмет к себе? И вообще, у нас есть работа, почему мы от нее должны отказываться?

Если долги по заработной плате после реализации конкурсной массы, скорее всего, будут погашены, то будущее самой насосной станции представляется туманным. Похоже, дни ее сочтены. Вот только кто остановит сточные воды, если все пять машинистов встанут на учет в центре занятости и ни один – к насосам?

Читайте полную версию на сайте