Увидевший "семь солнц"
Из кузова грузовика словно из шкатулки сыпется на землю гравий. Прежде чем он скроется под асфальтом, быстрые детские ручонки переберут обломки горных пород. Сидя на корточках, уткнувшись головой между колен, копаются пацанята в поисках своих "драгоценных камней". Среди серой массы выглянет прозрачный кристаллик горного хрусталя! В карман его! Туда же угодят зеленые флюорит и малахит, золотистый пирит. Оставшееся незамеченным ляжет под ноги. И никто не удивится богатой начинке местных дорог. Это же Урал... Здешние люди привыкли "ходить по сказке".
Каменное изобилие
"Я сейчас вспоминаю. В одну сторону пойдешь - Волховский карьер, в другую – Валуевский. На одном - железные руды, на другом – медные. В третью сторону пойдешь – золото, серебро добывают. Практически на всех направлениях встречались поделочные камни. Что тут говорить об увлечениях. Если бы я жил на Урале в городе, может быть, увлекся другим. Хотя, тоже, наверное, что-то подтолкнуло бы", - говорит Серей Иосифович.
Его отец по профессии был конструктор. Куда его направят по работе, туда и перебирается семья. До отъезда на Урал Бергеры жили в Виннице. В этом украинском городе родился Сергей. Потом семья переехала на Средний Урал в поселок Баранчинский, где Сергей прожил до подросткового возраста. Сорваться с насиженного места пришлось, когда он учился в девятом классе. Путь лежал под Рязань.
Кто догадался, обмен был не равноценным. Будучи под Рязанью, Сергей раскрыл карту "Геология Советского Союза" и удивился. Оказывается, местные недра скрывают в себе отложения мезозойской эры юрского периода. А это и есть время, когда обитали моллюски. Паренек в школе кинулся к ребятам.
- Вы где-нибудь встречали чертовы пальцы?!
- У меня где-то под кроватью валяется, - ответили ему, будто речь идет о чем-то пустяковом.
- Какой?
- Ну где-то вот такой, - показывает владелец чертово пальца. Размер внушительный.
- С ума сойти!
Хоть с уроков сбегай!
Первая коллекция
Любовь к камням не сделала из Сергея Бергера ученого. Однако некоторые считают его геологом-профессионалом.
В юности он собирался поступать в Московский геолого-разведочный институт. Перед поступлением Сергей с одноклассниками отправился в Мещерский заповедник. В этом живописном уголке молодежи настолько понравилось, что она потеряла счет времени, иначе говоря, зависла…
"Родители рвали и метали, а мы отдыхали. Когда приехал домой, мои вещи были сложены в чемоданы. Отец сказал, что я очень безответственный человек, что мне еще рано решать насчет своего будущего. Сказал: "Будешь как я конструктором, а геологией - увлекаться". Я приехал в Барнаул, откуда родом моя мама, и поступил в политехнический", - рассказывает Сергей Иосифович.
Освоив технологию машиностроения, 23 года Сергей Бергер отработал на Алтайском моторном заводе, где занимал должность начальника информационно-аналитического центра. На заводе состоялась первая выставка его частной коллекции. К сожалению, ее он лишился.
По словам Сергея Бергера, его современная коллекция состоит из камней, которые им были найдены, куплены, часть ему подарили, а некоторые из камней он заполучил благодаря обмену. Говорит, что самому собрать коллекцию не возможно. Существуют минералы, встречающиеся в единственном месте на Земле. К примеру, камень-эйлатштейн - лишь в Израиле, танзанит - в Танзании, бразилианит - в Бразилии, чароит - в России.
И как бы то ни было, новые камни не заменят исчезнувших: похожих камней много, а одинаковых нет. Потери невосполнимы. Новые образцы - это другие образцы…
Попыталась узнать у Сергея Иосифовича, много ли на Алтае коллекционеров.
"Нет. В моем понимании, коллекционером может называться человек, у которого серьезная коллекция, - высказывает свое мнение Бергер. - Чаще встречаются собиратели разновидностей одного камня, допустим, ставролита. Его кристаллы очень похожи на цифры и буквы. Я у одного из коллекционеров, который всю жизнь на карьере проработал, весь алфавит видел и цифры от 1 до 11. Но он собирал исключительно ставролиты, хотя на карьере были гранаты и другие интересные камни. Поэтому кто-то собирает кристаллы, кто-то - поделочные камни, кто-то - драгоценные... Я собираю все, делая упор на просвещение".
Живопись на камнях
Просвещение — это занятие, которое, наверное, стало самым главным в жизни Сергея Иосифовича. В ходе интервью он постоянно возвращается к теме детства. Сокрушается по поводу того, что львиная доля современных детей ничем не увлекается, и что зачастую педагоги не пытаются зажечь в них "искорку увлечений
"Некоторые преподаватели из районов несколько раз успели побывать у нас (в музее "Мир камня") с детьми, а некоторые барнаульские ни разу не были, - констатирует факт Сергей Иосифович. - Я всегда что-то собирал, начиная с жуков и растений. Сейчас сложилась очень плохая тенденция среди детей: никто ничего не коллекционирует, а ведь собирательство дает толчок для самообразования".
"Удивляет, почему в наших школах не преподается краеведение. Откуда будут патриоты, бренды алтайские? Может мы что-то упустим, плохо изучив, например, Грецию, но зато мы будем лучше знать свой родной край. Что можно, мы изучали на природе, - вспоминает свои школьные годы коллекционер. - Нам преподаватель говорил: "Вы говорите, что все знаете. Вот собачка заболела. Она знает, какую травку съесть". Преподаватели не читали параграфы, они рассказывали случаи, истории из жизни. Это захватывало. Порой не знаешь, правду
Дети Сергея Иосифовича не связали свои судьбы с камнями, возможно, поскольку одного папиного увлечения слишком много для одной семьи.
"Они, конечно, помогают, участвуют. Но я настолько фанатичен в отношения камня, что они говорят: "Достал уже". Мой сын Алексей пишет стихи, хорошо рисует — сам оформляет свои книги. А дочь Юлия пишет музыку, является участницей джазового коллектива Nota Bene. Мне главное, чтобы они были интересными людьми. С детьми, которые приходят в музей, я стараюсь быть осторожнее — не перегружаю их информацией", - признается он.
Лет пять м
В музее на общественных началах Сергей Бергер занимается с детьми. Отбирает ребят, наблюдая за поведением малышей, которые бывают здесь вместе с родителями, с классами. Пытается почувствовать их эмоции, которые они выдают, глядя на камни.
В данный момент детская группа состоит из 5-6 "умничек". Они уже сами могут провести экскурсию по музею и периодически делают это, занимаются собиранием камней. Недавно в "Мире камня" прошла выставка, на которой были представлены камни из их коллекций.
"Пройдет время, мы отберем талантливых, которые бредят каменной тематикой, и начнем из них делать ученых. Именно ученых", - озвучивает свои планы Сергей Иосифович.
"А это друзья музея, любители камня", - объясняет он. В музей вошли приятные на вид дамы в годах. С взрослыми, как выяснилось, Сергей Иосифович тоже делится знаниями. У них в музее что-то вроде клуба. Бергер надеется, что старшее поколение сможет заинтересовать младшее.
"Когда музей был на Жилплощадке, пришли два класса - приблизительно 40 человек. Спрашиваю: "Чем увлекаетесь?" Одни мальчик сказал: "Мы с папой собираем компьютеры". Девочка: "Мы с мамой кактусы". Вот и все увлечения…
Родители, бабушки и дедушки должны научить детей замечать красивое и интересное. Я когда рассказываю, что в Барнауле видел радугу вверх ногами, некоторые не верят. Я что, живу в другом городе? Я видел, а другие не видели. Я видел семь солнц. Моя дочь была в Америке, она там училась. Ее обсмеяли, когда она в Детройте увидела северное сияние. А потом на утро в газетах писали: "Уникальное явление в Детройте - северное сияние.
Важно научить ребенка эмоционально воспринимать увиденное. Следующая задача — научить интересоваться. А дальше – увлечься! Тогда в будущем у вас не будет проблем с переходным возрастом!", - рассуждает Бергер.
Кстати, он разглядел не только семь солнц и радугу вверх ногами. На столе лежит каменная пластина. Глазам не верю! Один в один голова дельфина. Правда, какой-то он строгий, серьезный. Сродни волшебнику, Сергей Иосифович переворачивает пластину: и наш дельфин улыбается.
В его коллекции есть камни, которые можно назвать копиями реальных картин. Зимние горы, море, закат, на берег выносят лодку: работа Рокуэлла Кента "Север". Рядышком полотно "неизвестного автора". Присмотритесь: девочка в сарафане с одуванчиком в руках, слева лошадка, елочка... Природа искусно пишет картины на камнях... Спасибо Бергеру, что сделал их доступными для "замыленных" глаз.
Напомним, редакция ИА "Амител" создала новую рубрику, в которой будет знакомить своих читателей с интересными людьми. Это будут рассказы и интервью о разных личностях - и вовсе необязательно - известных. Узнавать что-то новое, делиться опытом: зачастую на эти вещи у многих из нас не хватает времени. И здесь, как мы надеемся, на помощь придет наша рубрика "Будем знакомы!".