Иван Охлобыстин в Барнауле: с Шукшиным я все уладил
"Лука один из лучших музыкантов в мире. Я люблю музыку, я разбираюсь в ней, и всю жизнь музыка рядом со мной шла. Я даже пишу под музыку... Кто играет Рахманинова, тот играет все. Лука - чудо-музыкант, за роялем это ангел", - так пояснил выбор аккомпаниатора сам Охлобыстин.
Сам герой вечера вышел к зрителям "не наряженным": футболка, кофта, джинсы, "фенечки" на шее. Охлобыстин выбрал для исполнения уже известные читателям российской блогосферы и сайта Snob.ru рассказы о себе, своей семье, о жизни и своих взглядах на нее. У него очень хорошо получился образ: современный русский человек, активный и скоординированный, живущий в реальности скайпов и смартфонов, не тратящий времени впустую, верующий, не стесняющийся Родины и вслух говорящий о любви к ней, к жене и детям, неравнодушный к окружающей действительности. Таков, как выяснилось на пресс-конференции, и сам Охлобыстин. Ему было что сказать, хотя говорил он не всегда складно, отвлекался, перебегая с одной темы на другую.
"Пожалуй не понравилось тем, кто пришел смотреть действительно на доктора Быкова из Интернов. А по мне так действительно было глубокое выступление умного человека, пришедшего в первую очередь не бабла срубить, а презентовать свою доктрину, что чуть чуть сумбурно - это да, но он и извинялся, так как написано много": с мнением, которое озвучил один из читателей amic.ru под ником "Тракторист" сложно не согласиться.
СШ:
Рискую нарваться на негатив, но все-таки зачитаю мнение, озвученное в комментариях на amic.ru: "Неужели никто не заткнёт фонтан безумной пошлости Охлобыстина? Он уже многое осмеял - кино, театр, православие, а теперь само понятие "Литературные чтения" - мероприятия в честь умершего поэта или прозаика (Есенинские, Лермонтовские, Шукшинские...)...Не надо нас убеждать в его доброте и якобы таланте...".
Иван Охлобыстин:
Вы продолжаете ощущать себя бойцом?
- Бешеной собаке 300 верст - не крюк: злобно замкну курок на автомате, пули уже кончатся, а я буду еще жать.
Вы как то говорили после "Кедра" (в 1999 г. Иван Охлобыстин был членом экологической партии Анатолия Панфилова/ прим. ИА "Амител"), что честной политикой в России нельзя заниматься. Ваше мнение не изменилось?
- Невозможно заниматься политикой, да! Какими бы мы не были, мы иной раз лучше понимаем европейцев, чем себя. Этот микс азиатчины и европейского мышления - определенный бонус. Он расширяет рамки нашего сознания, позволяет нам встать над самими собой и быть объективными даже по отношению к самим себе. Эта опция недоступна европейцу или еще кому-то. У них, скорей всего, есть какие то свои опции, которых нет у нас. Ну что скрывать? Мы машинки не научились делать - штанишки светские - тоже никак.
Во времена "Кедра" я работал политтехнологом. Я не скрывал никогда: я честно работаю. У нас был флагман черного пиара "Агентство политических новостей" - Стас Белковский пожалуй единственный остался. Но там команда была - "Ух!". Знаете, как в анекдоте: "Боцман, кричи "абордаж", многие не долетят - хрен с ними". Тогда я познакомимся с этим миром. Он мало изменился, даже по личностям. Меня дико смешит, когда Немцов появляется в кругу оппозиции, но надо было с ним сталкиваться, чтобы понимать.... - в общем это целая история. Насколько это возможно я от политики дистанцировался. Шоу-бизнес по сравнению с ней - это детский сад, начальная группа: еще не начали рыбий жир давать.
Я удивляюсь все время: иду мимо ларька, вижу глянцевые издания, - написано: Андрей Малахов - или еще кто-то - в клубе тусил всю ночь. Когда? Он Бэтман какой то?! Я прихожу домой, - не факт, что до конца штанину последнюю снимаю от усталости. Когда они успевают? У Луки тоже времени не очень много.
Так что с политикой - разбираемся - все равно это как то решить надо. У нас азиатчина, мы люди душевные. С другой стороны - нет ничего страшнее кровавой беспощадности и бессмысленности. С учетом всех этих факторов пытаемся как-то разобраться. Я не думаю, что мы пришли к какой-то универсальной модели, как можно разобраться, и поэтому не навязываем ее обществу, а внутри себя варимся, и те, кто к нам примыкает, пытается думать вместе с нами. Потому, что наша программа - это не то, что мы пришли и сказали - вот истина. Истина только у Бога - у Иисуса Христа - она же он и есть. А то, что мы предлагаем - вот платформа - давайте хотя-бы поговорим в эту сторону: вот примерный свод наших представлений об окружающем, если они совпадают с вашими представлениями, давайте вместе друг-друга корректировать.
Это Вы сейчас о "Доктрине" говорите?
- Да, о ней: как о течении, как о движении.
На выборы пойдете, будете голосовать?
- Нет. Я не знаю за кого, я потерян. Я не люблю бестолковых движений. Мыться надо регулярно. Это правда. Это пожалуй все, что я могу сказать об объективной реальности.
Если я пойду голосовать за Путина - это не совсем будет честно. Хотя кроме него, пожалуй, политиков серьезных и нет: есть либо прикормыши, которых от миски за плохое поведение (типа Немцова) отбили, - они миску назад хотят. Либо по спецподготовке дядьки - с очень сытыми лицами - замгуребнаторы - революционеры. Я не знаю, они умеют на улице справлять малую нужду? В общем дикости какие-то это все: и не в ту сторону, и не в эту. А людей не обманешь. В обычном общении всегда чувствуешь, когда человек неискренен с тобой.
Вот, к примеру, я в Питер приезжаю и перед выступлением идет женщина - лет сорока - с ней такой же замечательный господин. Петербург. Солнышко. Голубое небо, что редкость в Москве. Нева. Прохладненько. Она останавливается: "Мы вас любим!". Вы знаете, я не могу мотивировать, но если меня любят, я тоже готов на все. И я чувствую, что говорит она искренне. А она: "не-не-не, - вы не понимаете (она показывает на Неву и и на город весь), - мы Вас все любим". Я шел тогда - даже не нервничал, если бы я опозорился, если бы меня штаны заставили снимать, прыгать, под куполом цирка вертеться или на языке Гомера читать - я бы делал все для этих людей. Мне не стыдно были перед ними ни опозориться. Они были достойны всего, я им готов был все отдать. Так подкупила меня сразу женщина.
Вроде как участвовать в выборах - глупо. Не участвовать - гражданская апатия - все равно твои голоса используют. И такой вот пук - люди это понимают - я же не один такой - и тоже в такой стагнации замерли. За него нельзя. Но мы готовы были, мы знали, что нас обманывают, что нас обворовывают, - я о уж тем более знал, я работал на этом, лично занимался обеспечением внешних процессов, что не решают там: "голосуй не голосуй". Как там говорят - не важно, как голосуют, важно, как считают. В итоге к очкастому за компьютером приходит чиновник потливый и говорит: "Ну давай, сколько там на коммунистов, - 53 или 54? Да давай 38 сделаем". Никакой там объективности нет - это бесконечно далеко от народа.
Почему мы не участвуем в политических процессах, как общество, потому что считаем, что сама конструкция - она нежизнеспособна? Она отживает свое последнее время. Сейчас вмешиваться - только инициировать кровь, бардак и все остальное. Не разобравшись, люди побегут с палками на улицу. Это тоже ненужно. Это никому не принесет ни счастья, ни радости, никаких изменений в обществе. Конструкцию надо всю менять, она нежизнеспособна. Она кланово-матричная конструкция.
Меня спрашивают, вы видите какого то кандидата, кроме Путина? Я честно отвечаю: не люблю Путина в принципе. Также, как и всем остальным, мне не нравится когда мне в душу плюют. Раньше то с нами хоть заигрывали: хоть Пугачева поплясала перед этим - еще что-то, - вроде как иллюзия. Старушки пришли, им выдали по куску сахара. А здесь вообще уже - такое издевательство. Так ноги вытирают о народ: не рабовладельческий строй, а шумеры перед отлетом. Уму непостижимо. От народа пошло волнение, митинги, недовольства - явно нечестные выборы. Они уже не заигрывают: "ля-ля-ля", а хмуро говорят: "Давай уже, иди голосовать, скотина!". И вот эта "скотина" никому не понравилась. Люди вышли. Поскольку люди не отличаются способностью к самоорганизации (если Годзилла не пришла) тут же появляются паразиты. Паразиты - СПС-ники, Навальный. Я почитал, что пишет Навальный. Это как в китайской народной мудрости: "К вечеру всегда темнеет" (с приставкой "Ура"). Это несправедливо, ясен перец, - что темнеет. И много таких вот "откровений".
Я для себя заново открыл политику. Я не признаю эти выборы. Это непонятно из чего выборы. Из пустого в порожнее выборы. За отсутствием выборов - выборы. Если была бы какая-нибудь - даже не альтернатива - я был бы согласен. Почему ушла графа "против всех"? Она справедливая графа. В принципе ты не определился. Тебе должны дать возможность. Я не определился. А студенты хотят бегать с коктейлем Молотов
Мы себя (движение "Доктрина-77"/, - прим. ИА "Амител") ставим, как усредненная сила на тот случай, если не дай Бог, какой-нибудь кипиш начнется. Наши представительства находятся в 140 городах. Сейчас все активно изучают курсы медбрата и медсестры: пригодится.
Посвятите нас в свои творческие планы?
- Прежде всего, скорее досняться в "Интернах" для ТНТ. Нет, слово "скорее" тут не подходит, потому что мне проект этот нравится. И если удастся выдержать достойный качественный уровень, преодолеть некие условности формата, это будет наша большая заслуга. Юмор – очень тяжелая штука. Ну а когда съемки закончатся, можно будет вернуться к литературе.Прослушать все, сказанное Иваном Охлобыстиным на пресс-конференции в Барнауле можно здесь.
P.S:
Специально для поклонников "Доктора Быкова" в сериале "Интерны" на ТНТ:
- Мой доктор Быков не чудаковатый. К тому же там есть забавная сюжетная мотивация его характера. Скажем, не выдали их больнице ценное оборудование, а обязаны были. Так он с другом венерологом, выпив лишнего, поехал к ответственному за это дело замминистра на дачу и побил его широкой снегоуборочной лопатой. Тот обратился в милицию, но за Быкова горой встали все врачи его и соседней больницы, потому что он классный терапевт!.. Нет, правда, я уважаю врачей, И ни разу не страдал от непрофессионализма кого-нибудь из них. Более того, один доктор спас меня в детстве от смерти. Я начал задыхаться, и врач Юрий Михайлович, живший по соседству, занес меня на кухню, поставил несколько кастрюль с каким-то раствором на плиту, устроил парилку. Я надышался парами и выжил. Отец, кстати, прочил мне профессию хирурга. Сейчас мне 43 года, я более-менее энергично двигаюсь в пространстве, но в душе есть сожаление, что желание отца, увы, не осуществил.
Иван, а чем Вас, актера интеллектуального кино, изначально захватил ситком "Интерны" телеканала ТНТ?
- Мне сразу понравился сценарий. Странно, потому что обычно у меня, как драматурга, имеются претензии к сценариям. Я прочитал первые серии и понял, что, если я даже что-то решил бы переделать, это только помешало бы органике текста. Текст очень смешной, я хохотал от души. И конструкция мне понравилась, и диалоги хорошо расписаны, и понятно, что люди следят за периодикой появления того или иного персонажа, никто не утерян, и это очень важно. Совершенно киношный подход! Да и снят сериал, как кино и режиссером кино. В павильоне выстроена целая больница. Я был в разных павильонах, где снимаются большие проекты, и никогда не видел ничего подобного. Я был шокирован в первый раз, когда появился в павильоне. Уже не говоря, что снимается это все-таки на кинокамеру!
В одном из интервью вы обмолвились, что сверхидея "Интернов" - христианская… Не слишком ли глобально для комедийного ежевечернего телесериала, выходящего в прайм-тайм на молодежном ТНТ?
- Как бы вы ни относились к формату телесериала, но мне приятно уже само ощущение того, что в нашу жизнь возвращается юмор. Раньше мы были увлечены сатирой. Юмор может позволить себе более-менее стабильное общество. Самый лучший юмор времен Рязанова: человеческие отношения, неурядицы какие-то, нелепицы, комедия положений. А сатира – это резкий, осуждающий смех. В последние годы мы много смеялись в осуждающей, обличительной манере над явлениями, язвами общества. Но в "Интернах" мы смеемся для определенной аудитории, позволяя зрителю смеяться вместе с нами. Не потому, что один хроменький, другой туповат, у кого-то спина белая, еще что-то не так, а потому что мы все такие нелепые, все в ошибках, у каждого есть ахиллесова пята. Сверхидея "Интернов" христианская, если вдуматься – принимать людей такими, какие они есть, а не такими, как они "нарисовали" себя, потому что, напяливая маску, мы выглядим глупо со стороны. Если приглядеться категоричным взглядом эстета к каждому из нас, он подвергнет вас в смятение… Но давайте разберемся: а зачем, собственно, приглядываться?! Мне комфортно в этой куртке, вам в этом свитере, вы думаете так-то, я – по-другому, вы выражаете эмоции не так, как я… Но почему мы должны себя менять, если друг другу не причиняем зла, не оскорбляем эстетические чувства!
Что было на концерте:
"Тень вождя", сценка русского абсурда, приключения забулдыг с памятником Ленина. Воспроизводя речь героев, понятную только им самим, выписанную с довлатовским юморком ("Этим, которые на иномарке под каток там как, значит, вот. На пятьдесят метров голову у одного отбило, искали там вот все. Вокруг".), автор становился шутом из "Ивана Грозного", озвучивает интонации подворотен, сюрреалистические изображения которых проплывали перед залом по экрану.
"Правила хорошего тона", литературная проповедь, объясняющая интеллигентному прихожанину как жить просто и неназойливо для окружающих ("И так во всем: жив остался - врачу вслух, Богу про себя, на чувство взаимностью ответили, не забудьте в небо с благодарностью глаза поднять. Как до рефлекса доведете, тут же и попрет. Потому что счастлив - благодарный"). Отец Иоанн говорил так, что становилось понятным, почему к нему в храм активно шел бомонд.
В финал вечера автор поставил публицистическое эссе "Великая русская антиидея" ("Наша великая национальная идея - не допустить реализации великой национальной идеи какого-либо из других народов"), а Затравкин в финале взял и перевел сопровождающую пьесу в гимн России.