«Охотничье» или «ничьё»: в Барнауле обсудили проблемы охраны и использования охотничьих ресурсов

В Барнауле состоялось заседание "круглого стола", на котором обсудили проблемы охраны и использования охотничьих ресурсов на территории Алтайского края. Подробности сообщает "Алтайская правда ".

С точки зрения охотничьего хозяйства Алтайский край является важнейшим регионом России: общая площадь охотничьих угодий у нас составляет более 16,4 млн. га. Край располагает такими природными ресурсами и настолько богатым животным миром, что нам завидуют многие. Объектами охоты являются более 80 видов животных, в том числе косуля, лось, кабан и медведь. Согласно статистике в 2011 году численность косули в крае составила более 22 тыс. особей, лося – 8,5 тыс. особей, кабана – 2,7 тыс. голов, медведя – 1085 голов. "В качестве объектов охоты все эти виды могли бы эксплуатироваться практически бесконечно, необходимы лишь умелое управление и действенная охрана", - заявил в своем выступлении в ходе работы "круглого стола" председатель комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию Сергей Серов .

Двуногие хищники

Однако сегодня, как с большим сожалением констатировали участники "круглого стола", цивилизованная охота (охота не ради наживы, а высокое увлечение с использованием традиционно сложившихся способов), прежде доступная широким слоям населения, выродилась в варварское, хищническое истребление зверя. Массовыми явлениями стали круглогодичная добыча животных, охота "из-под фар", безжалостный отстрел косуль и лосей со снегоходов…

С целью регулирования численности волка и лисицы выдаются разрешения на отстрел, которые зачастую используют браконьеры для получения возможности беспрепятственного нахождения в охотугодьях. С оружием, на транспортных средствах и в закрытые для охоты на остальные виды животных сроки.

В начале января 2012 года в заказнике "Кислухинский" Тальменского района, рассказывает директор КГБУ "Алтайприрода" Максим Катернюк, егерь с инспектором управления охотхозяйства встретили вооруженных людей: трое на внедорожнике Land Cruiser гнали лося. Егерь попытался остановить браконьеров, но те, протаранив его машину, скрылись. Егерь попал в больницу. А потом его лишили права управления авто и сейчас проводят проверку – якобы он начал стрелять и тем самым до полусмерти испугал безобидно катающихся по лесу граждан!

А по словам председателя Геблеровского экологического общества Алексея Грибкова, в Алтайском крае (например, в Троицком районе) совершенно безнаказанно орудуют организованные банды браконьеров. Они прекрасно вооружены, оснащены по последнему слову техники и занимаются не охотой - мясозаготовкой в промышленных масштабах!

- На сегодняшний день анализ судебной практики показал, что дела браконьеров могут годами находиться в производстве, как, например, это происходит в Тюменцевском районе: группа браконьеров на снегоходах была задержана на месте массового отстрела косуль, однако до настоящего времени виновные не наказаны, - говорит Сергей Серов. - Зачастую виновные либо вообще не привлекаются к ответственности, либо применяемые к ним меры наказания слишком мягкие.

Пример - Ребрихинский район, Касмалинский заказник. Здесь запрещена любая охота. Вообще. Но браконьер застрелил там лося. И в наказание был привлечен… к 200 часам общественных работ! Что удивляет, преступление совершил вполне обеспеченный человек, имеющий сеть магазинов. И убил он быка не для того, чтобы прокормить семью (он и без охоты это может сделать), а ради забавы.

На граждан и юридических лиц, незаконно добывающих объекты животного мира, возложена обязанность по возмещению ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания. Однако установленные сегодня расценки для расчета ущерба несопоставимы с уроном, наносимым природе, и требуют пересмотра.

Много – не всегда хорошо

Закон об охоте – один из самых долгоразрабатываемых законопроектов в нашей новейшей истории. На федеральном уровне он был принят только в 2009 году. Соответственно, краевой закон начал действовать в 2010-м. Однако правоприменительная практика показала, что необходимо дополнительное совершенствование законодательной базы.

В Алтайском крае увлеклись передачей ранее закрепленных в пользование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей охотничьих угодий в общедоступные. Согласно норме федерального законодательства "общедоступные угодья должны составлять не менее чем 20% от общей площади охотничьих угодий субъекта РФ" (п. 3. ст. 7 № 209-ФЗ). В краевом же законе установлено, что общедоступные охотничьи угодья Алтайского края должны составлять не менее 30% от общей площади охотничьих угодий.

- Мы были уверены, что это - благое дело! – сказал Сергей Серов. – Но, как показывает практика, многие угодья, ставшие общедоступными, остались без должного ухода. Разумеется, это незамедлительно сказалось на количестве животных, являющихся объектами охоты.

Печальный пример – тот же Ребрихинский район. Два года назад тамошние угодья находились в аренде у охотпользователя, который следил за сохранением и улучшением естественной кормовой базы и среды обитания животных. Подкармливал животных сухими высококалорийными кормами, минеральными добавками. А главное – занимался охраной – и зверь был. А сегодня, когда эти угодья стали общедоступными, дичи там нет. Все уничтожили!

- Исходя из реалий нынешнего дня необходимо пересмотреть в краевом законе установленный размер общедоступных охотничьих угодий, - резюмировал Сергей Серов. - Как выясняется, много – не всегда хорошо.

Кто же будет охранять?

Как известно из мировой практики, высокоорганизованное охотничье хозяйство существует там, где системно решаются три основные задачи. Во-первых, осуществляется эффективная охрана животных и мест их обитания. Во-вторых, ведутся достоверный учет численности и определение на его основе реальных нормативов изъятия диких животных в соответствии со структурой популяции и стоящими перед охотпользователем задачами. И, наконец, сама организация охоты происходит в строгом соответствии с установленными нормативами.

- Согласно утвержденным лимитам добычи охотничьих ресурсов в Алтайском крае в 2011 году установлены следующие лимиты на отстрел копытных: на косулю - 1216 голов, на лося – 431, - продолжает Сергей Серов. - По информации крайохотуправления, практически на это же количество выдано лицензий. Однако сегодня у нас не решен вопрос о порядке надзора за ходом добычи зверя. Контролирующее лица не присутствуют при отстреле животных, как это было раньше, поэтому по одному разрешению зачастую добывают по несколько особей животных.

К сожалению, в настоящее время в Алтайском крае охрана охотничьих угодий неэффективна. Наиболее плачевна ситуация в первую очередь в угодьях общедоступных.

- Ловить за руку браконьеров просто некому, - сокрушается Сергей Серов. - В крае на 35 заказников приходится 14 егерей. Штатные работники охотничьих хозяйств лишены права составления протокола на нарушителей охоты. Институт общественных инспекторов расформирован. Площади же, подконтрольные охотинспектору, наделенному соответствующими полномочиями, исчисляются сотнями тысяч гектаров! Они растянуты на 2-3 района – где ж тут уследишь?!
Нужен хозяин

Ведение современного охотничьего хозяйства требует значительных вложений. Нужны средства на формирование материально-технической базы, организацию комплекса биотехнических мероприятий. На проведение мероприятий учетных и охотхозяйственных. На дичеразведение, на организацию ее полувольного содержания. В конце концов, на оборудование угодий и организацию их территории, на охрану! Нынешний объем финансовых и трудовых ресурсов, направляемых на повышение производительности охотугодий по массовым объектам любительской охоты, явно недостаточен.

По мнению Сергея Николаевича, сегодня только охотпользователь может быть заинтересован в наличии дичи в угодьях на протяжении длительного периода и готов реально о ней заботиться. Поэтому именно ему и следует дать карты в руки.

Однако доверять нужно небезоговорочно. Строгий контроль должен быть и в этом случае. Ведь известны факты, когда данные учета численности охотничьих животных охотпользователями сознательно завышаются с целью получения большего количества лицензий и, следовательно, больших доходов от их реализации. При этом реальных охранных и биотехнических мероприятий в охотхозяйстве не ведется.

Сотрудникам того же КГБУ "Алтайприрода" необходимы полномочия по составлению протоколов в отношении браконьеров, ведь инспекторы крайохот-управления физически не успевают контролировать подведомственные территории.

Дичь должен охранять охотник – это аксиома. Потому чрезвычайно важно, чтобы происходящее в охотугодьях контролировало не только государство, но и общественность. А потому следует в обязательном порядке наделять общественные организации (а через них - их членов) дополнительными полномочиями по пресечению браконьерства.

- Однако следует учесть, что нынешние охотники, как правило, отличаются чрезвычайно низким уровнем профильной подготовки, - пояснил Сергей Серов. – В этом, я считаю, есть большая доля вины охотничьих организаций: формальное отношение к обучению и последующей сдаче охотничьего минимума приводит к отсутствию у многих новоявленных стрелков-любителей элементарных знаний биологии животных, правил охоты. Процедура получения охотбилета сегодня недопустимо упрощена, а ведь прежде стать охотником мог не каждый.

Только вместе

Немаловажным, по мнению Сергея Серова, является не только плотное взаимодействие общественности, природоохранных и силовых структур, но и формирование системы пропаганды охраны природы и цивилизованной охоты. В этом могли бы поспособствовать СМИ.

- Проблема настолько серьезна, что решить ее мы сможем лишь в том случае, если сообща возьмемся за дело, - уверен председатель комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию Сергей Серов. – Мы со своей стороны будем ходатайствовать перед краевой администрацией об увеличении численности штата краевого управления охотничьего хозяйства и егерей КГБУ "Алтайприрода" и о выделении дополнительного финансирования с целью улучшения материально-технического оснащения управления охотничьего хозяйства Алтайского края.

По результатам работы "круглого стола" комитету АКЗС по аграрной политике и природопользованию рекомендовано выступить с законодательной инициативой по внесению изменений в закон Алтайского края "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов" в части установления размера общедоступных охотничьих угодий. А также совместно с комитетом АКЗС по правовой политике изучить вопрос о внесении изменений в краевой закон "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" в части установления ответственности за административные правонарушения, совершенные на особо охраняемых природных территориях. Будет рассмотрена возможность и о наделении полномочиями по производству по делам об административных правонарушениях сотрудников КГБУ "Алтайприрода".
Читайте полную версию на сайте