Митинг оппозиции: Болотная уже забыла про «честные выборы»

Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться с репортажем корреспондента "Комсомольской правды " Александра Гришина о митинге оппозиции в Москве.

- А это храм Христа Спасителя? - девушка на Болотной площади почти повисла на руке своего спутника.

- Нет, это Кремль, - терпеливо растолковал своей явно приезжей спутнице молодой человек.

- Вау, как круто! - восхитилась протестующая.

Этим "вау, круто"" и "мы крутые" в субботу был просто пронизан воздух, начиная от станции метро "Октябрьская" вдоль Большой Якиманки и до Болотной площади. На всем протяжении которых гуляла "новая оппозиция". Именно - не маршировала, не шествовала, не требовала, а исключительно гуляла под сверхкорректным присмотром сотрудников правоохранительных органов.
Одна Якиманка чего стоила. По заявке организаторов шествующие должны были построиться в четыре колонны. Впереди - общая масса беспартийных, затем либералы, далее - колонна националистов и замыкают шествие левые.

Что касается партийных колонн, то они действительно (в большинстве) строились на своих местах и ждали сигнала к началу движения, но вот беспартийное большинство протестующих общим канонам и правилам не подчинялось.

Если в 11-30 они еще стояли напротив французского посольства во главе с поэтом Дмитрием Быковым, самолично державшим плакат против Путина, то минут через 35-40 голова колонны уже дошла до перекрестка с Полянкой, оставив гигантскую незаполненную дыру между собой и политколоннами.

А все по той причине, что не скованные никакой дисциплиной протестующие индивидуалисты, пришедшие позже, не желали пристраиваться в хвост, а упрямо, обходя по тротуарам, лезли в голову.

И первой шеренге приходилось двигаться, чтобы особо резвые не залезли вперед "вожаков", и так эта "голова" протестной "черепахи", переползая, окончательно оторвалась от "туловища".

Так что, когда демократические СМИ написали, что голова колонны уже достигла Полянки, а движение еще не началось, они не соврали.

Просто не написали еще про полкилометра, как минимум, дыры между колоннами, по которой фланировали туда и обратно желающие согреться.

Над Якиманкой взлетают и кружатся десятки белых и зеленых шаров - организаторы притащили сюда гигантские связки уже надутых и выдают их каждому желающему.

При этом нередко отрывают от связки один, а еще парочка улетает в небо, где большой стрекозой завис полицейский вертолет. Вертолет держится в стороне, видимо, не желая сталкиваться с другими летающими объектами, пусть они и ничтожны по своим характеристикам. В общем, Окуджава: "Девочка плачет, шарик улетел"...

Смотря на проходящих и подходящих, начинаешь понимать - на этой акции гламур практически отсутствует. Либо он тщательно укутался в валенки и прочую одежду. Зато было очень много постаревших представителей поколения "демонстрантов 90-х". Людей в возрасте гораздо выше среднего, передвигающихся не без труда, как правило, семейных пар, державших друг друга под руку, одетых небогато, но опрятно. Явной противоположностью им выглядели то ли творческие, то ли сумасшедшме персонажи, забывшие о существовании парикмахерских и шампуней не меньше полугода тому назад. И те, и другие, видимо, "недодемонстрировали" свое после закручивания гаек Ельциным в 1993-м и теперь наверстывали упущенное.

Удивительно, но про честные выборы (официальное название акции) или про что там у кого украли никто не скандирует, хотя плакаты на эту тему по старой привычке имеются. По основной массе лозунгов видно - главный раздражитель для собравшихся тут - это Путин. И акция направлена именно против него. Не только как кандидата в президенты, но и просто против конкретного человека.

Непонятно откуда появился Михаил Прохоров, который моментально сформировал свою, пусть и небольшую, колонну, не заявленную оргкомитету и выделяющуюся единым стилем. "Прохоровцы" пользуясь дисциплиной "политических сил", буквально просочились по тротуарам и заняли место впереди.

Замешавшись в общегражданскую толпу, спрашиваю группу молодых людей и девушек, стоящих с плакатами "У нас украли голос" и "Путин, уходи", которым немного за двадцать.

- А вы, ребята, за кого голосовали?

- А мы на выборы не ходили.

- А как же вот это, что ваши голоса украли?

- А ты чо, не понял? Путин уже всех достал!

- Вот вас конкретно чем достал?

- Ты, мужик, придуриваешься или провокатор?

Пусть уж думают, что прдуриваюсь, все равно логика тут никому не нужна.

.. Где-то в 12-40 голова колонны из "сочувствующих беспартийных" решительно, как матросы на штурм Зимнего, выбрасывается на Полянку. Тут всего-навсего метров 100 до Малого Каменного моста, а за ним сразу - направо и (ура, товарищи!), вижу цель - Болотную площадь.

Только вот что нам тут делать два часа? Мы на Болотной уже в 13 часов, а митинг должен начаться только в 15. При этом дисциплинированные "партийные" колонны только сейчас начинают движение по Якиманке, и им до нас еще минут 30 тихим ходом переть.

Народ начинает разогреваться под музыку из динамиков: Цой, "Наутилус", Гребенщиков. Начинается броуновское движение, вперед, назад, вбок и вкривь.

Первое открытие на Болотной - на параллельной аллее дают чай. При более близком контакте открытие перерастает в разочарование - не дают, а продают. По цене, если не ресторанной, то буфетной. Второе открытие - есть биотулаеты. К ним решаю вообще не подходить, чтобы не разочароваться еще больше...

Примерно в 13-15 ловлю себя на том, что несмотря на постоянный приток народа, масса собравшихся никак не уплотняется. Эта площадь Болотная или резиновая? Ха! Оказывается, часть народа, дойдя до конца маршрута, не хочет оставаться на митинг, и, чтобы не замерзнуть, уже потянулась к выходу к Большому Каменному мосту. Сначала это редкая цепочка, потом таких уходящих становится все больше. Слабовата политстойкость оказалась. Или мороз слишком силен. Оставшиеся мужественно растирают друг другу и себе щеки, поднимаются, поскользнувшись на плитах у памятника Репину и ждут начала митинга.

13-45 - один из лидеров оппозиции Владимир Рыжков появляется на сцене и предлагает начать минуты через 2-3. Похоже, у организаторов нет другого выхода. Если ждать до 15 часов, то вряд ли тут кто достоит до этого времени, кроме них самих, самых стойких бойцов и, конечно, журналистов. Собратьев по перу тут, кстати, неимоверно много, больше тысячи, наверное, а то и полутора. И это только тех, кто пришел с охранными (на случай беспорядков) бейджиками от ГУ МВД Москвы. У меня, например, такого нет.

Полиция, судя по всему, тоже не возражает против сдвига митинговых страстей на более раннее время. И примерно без десяти два, когда на Болотную еще не прибыли ни националисты, ни левые, митинг начинается.

Ведут Рыжков и Чирикова. Которые предоставляют слово (для песни) Артемию Троицкому. Вспоминаю, Троицкий действительно сообщил "КП", что написал для митинга песню. Видимо, ее и поет. Кроме припева "шайку Путина на нары" ничем сие творение не запомнилось.

Народа собралось действительно много. Если посчитать тех, кто уже прошел (в том числе и ушел), и хвост колонны, которая еще подтягивается от "Ударника", то становится как-то неловко за седого полковника МВД, докладывающего кому-то по рации: "Тысяч тридцать- тридцать пять". Явно, что всех вместе, пришедших на акцию, тут от 70 до 90 тысяч. Просто стабильный состав, остающихся на Болотной вряд ли превышает 50 тысяч.

С трибуны, между тем, жалостную историю про свою учительницу рассказывает оппозиционер Илья Яшин. Она-де очень пожилая, но ее стали ломать, чтобы она сфальсифицировала выборы, а она не сломалась, и теперь ее увольняют.

- Учителя не фальсифицируйте выборы, совесть дороже, - воззвал к собравшимся Яшин и сделал тут же неожиданный (для меня) логический вывод из сказанного. - Россия без Путина!

Госпожа Чирикова подхватывает и переиначивает Яшина.

- Ни одного голоса Путину!, - начинает она скандировать, накручивая себя и через пару-другую повторов уже чуть ли не впадает в транс. - Ни одного голоса Путину! Россия без Путина!

Уж не знаю, собственный голос так действует на Чирикову или виной тому то ли кришнаиты, то ли шаманы, сосредоточенно бьющие в свои бубны и наконец-то добравшиеся до Болотной, но следующему участнику приходится немного подождать, чтобы получить слово.

Это Александр Белов, лидер националистов. В привычной ему напористой манере он припоминает дейстующей власти войну в Чечне, зарытые в этот же регион миллиарды рублей и в США триллионы долларов. Толпа немного не понимает, кто это и о чем, тем более в речи оратора настойчиво звучит тема про русских.

- О, Навальный, Навальный, - начинают перешептываться стоящие рядом, показывая на Белова. - А ведь говорил, что не будет выступать.

Навальный, кстати, действительно не выступил, а принятого за него Белова проводили довольно прохладно — особенно после лозунга "России - русскую власть".

Честные выборы, похоже, никого здесь уже не волнуют. Этот лозунг двух предыдущих акций неактуален.

Выступившая общественная активистка Ольга Романова, наверное, по примеру Навального на предыдущем митинге, предложила идти сразу в Кремль. Правда, всего лишь для того, чтобы отдать список политзаключенных, которые должны быть немедленно выпущены на свободу.

Депутат Госдумы Геннадий Гудков попытался было напомнить собравшимся, что они пришли бороться за честные выборы,. Но его порыв был сведен на нет очередным появлением Чириковой, заклинавшей всех: "Россия без Путина!"

- А мы надели кальсоны, и это только начало! - веселилась неподалеку от меня еще одна группа молодежи. Что будет дальше, спрашивать не хотелось: а вдруг они их снимут...

Лидер "Левого фронта" Сергей Удальцов очень обиделся, что журналисты прозвали новое движение протеста "бунтом норковых шуб".

- Я не вижу здесь ни одной норковой шубы, - прокричал он в микрофон.

- Да вот же на мне очень приличая норка! - возмутилась стоявшая рядом со мной дама.

- Точно норковая? - не без материального интереса в интонации спросил ее сосед.

- Абсолютно, - гордо ответила дама и предложила. - Хотите - вас согрею.

Сосед без слов ретировался.

Но Удальцов этого не слышал и продолжал: "Вот куртка, которая на мне, я ее третий год ношу".

Один из немногих, Удальцов был на трибуне человеком не только слова, но и дела - он напомнил всем (видимо, что бы его не путали с шакалившими у иностранных посольств), что когда-то забрасывал дерьмом посольство США до пятого этажа, когда Штаты бомбили Белград. И героически разорвал портрет Путина в завершение своего выступления.

То ли перед Удальцовым, то ли после него выступил еще и Леонид Парфенов, который ни слова не сказал о Путине, о выборах, а подверг сомнению идею будущего общественного телевидения.

Оживленнее всех собравшиеся встретили Григория Явлинского, единственного из ораторов, попытавшегося принять участие в президентской гонке, пусть и снятого ЦИКом. Ведь все зарегистрированные кандидаты на пост главы государства выступить отказались. А пришел из них лишь один Прохоров.

Григорий Алексеевич, наверное, тоже из-за погоды не стал растекаться мыслью по древу.

Оглядев действительно большую толпу (само-то "Яблоко" никогда таких митингов не собирало), хотя к тому времени примерно тысяч 30 уже смылось в гораздо более теплые места, Явлинский объявил, что "ни 4 марта, ни 5 марта жизнь не заканчивается". И, кстати, тоже ни слова не сказал про Путина. Лишь прошелся по оппонентам: "Наши недруги, может быть, поймут, что для нас все только начинается, а для них заканчивается".

Финишным аккордом акции прозвучала "Родина" Юрия Шевчука в исполнении автора.

- Добра вам, люди, - пожелал певец по окончании песни.

И добро (во всяком случае то, что им посчитал оргкомитет акции) не заставило себя ждать. Микрофон опять взял Владимир Рыжков и зачитал резолюцию, включавшую пять пунктов с требованиями: 1) освобождения политзаключенных; 2) отмены результатов выборовв Госдуму; 3) отставки премьера и председателя ЦИК; 4) реформы политической системы не позднее весны этого года; 5) досрочного проведения парламентских и президентских выборов.

После чего в 14-30 (спустя 40 минут после начала) митинг объявили закрытым и предложили в следующий раз собраться 26 февраля.

Правда, Чирикова все же успела еще раз прокричать. То ли про "Россию без Путина", то ли, чтобы он ушел. Но ее уже мало кто услышал. Потому что все, остававшиеся до того момента, рванули к ближайшим станциям метро.

Впереди предстояло испытание, не менее тяжелое, чем мороз - вход на эскалатор.

ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

Болотная модель гражданского перемирия

Владимир ВОРСОБИН

Странная эта штука — идеология. Иногда мне кажется, что это неизлечимая хроническая болезнь, которая в первую очередь поражает... глаза. От чего встреча двух журналистов, придерживающихся противоположных политических взглядов, но оказавшихся по несчастью на одном митинге — превращается в шоу.

Например, в субботу, когда я заледенелый пришел с Болотной, в редакции закипал спор очевидцев, вернувшихся с Поклонной.

- Там от силы было 28 тысяч — был уверен один корреспондент.

- Больше ста тысяч! - кричал другой.

- Большинство митингующих на Поклонной выгнанные на мороз несчастные бюджетники - морщится либерал.

- Ни одного "пригнанного" не встретил - упрямо стоит на своем консерватор.

Меж ними грустит редактор. Он уже потерял надежду понять, что на самом деле было и, видимо, в следующий раз пойдет на митинг сам.

Я не стал вмешиваться (хотя ехал в одном вагоне с десятком "поклонных" демонстрантов - пьяненьких, веселых, судя по разговорам малопонимающих куда они едут людей, вез специальный "командир", и, возможно, "кассир").

Пока я ждал, когда мои промерзшие пальцы оттаят и смогут написать репортаж - вдруг услышал, как другой мой коллега брезгливо заметил:

"Был на Болотной — сколько же там маргинальных, безумных персонажей!"

Я аж подскочил! Вот тебе на! Неужели и ко мне подобралась эта глазная напасть! Почему я маргиналов и безумцев на Болотной не заметил?!

Наверное и у меня что-то с глазами...  Я видел  людей разумных и неравнодушных. Причем неравнодушных до непривычной для русского человека степени деятельного остроумия — когда ты не просто присутствуешь на митинге, а посылаешь свой личный "месендж" власти.

"Я не хомячок, я пингвин!" - добродушно гласил лозунг в руках краснощекой девчушки.

"Мы не оппозиционеры, мы ваши работодатели. И мы вас увольняем!" - сердито ставил на место власть небедного вида господин.

Да были странные идеи. Один например, на голове носил... танк. Другой — закрутил на своей шапки удава (намек на слова Путина о бандерлогах). Третий нацепил арабскую "арафатку" и красовался с лозунгом "Мы не хотим в России арабских революций" в паре с приятелем, - тот держал в руках скромную "приписочку" - "А мы хотим".

А если учесть, что на митинге "креативил" каждый десятый — это стотысячное действо превратилось в гигантскую арт-выставку, в живое полотно, где каждый мог нарисовать что-то свое...

Наверное, у меня что-то с глазами... Мне казалось, что я нахожусь в уникальном, в изумительном для тысячелетней истории России дне, который может и не повторится. Когда демонстранты неспешно шли по Якиманке, я быстрым шагом обгонял колонны — и словно путешествовал...  по мозговым извилинам русского человека.

Вот бело-синяя колонна либералов с неуловимо-характерной внешностью "ботаников". Назойливая интеллигенция со своими лозунгами и жаждой свободы.

В десяти метрах от них движется строй хмурых националистов, со скорбной печатью Долга на лице. Имперские флаги, в одежде милитаристские нотки и послание практически к предыдущей колонне "Ребята из 90-х, езжайте в США".

Дальше коммунисты — в пожаре красных флагов. В большинстве своем старички, опасливо наблюдающие за националистами. У коммунистов — на митинге ответственная роль. "Аксакалов" поставили буфером между националистами и анти-фа. Антифашисты под черно-красными знаменами, кричат - "Фашизм не пройдет!". Наци отвечают - "Русские вперед!". Коммунисты молчат, завершая эту шаткую гармонию...

Это "водяное перемирие" по Киплингу — и было миниатюрной моделью нашего общества, которое дышало, крепло, развивалось и главное — признавало право оппонентов на свое мнение. И в будущем их дороги наверняка разойдутся. Но Болотная в них останется, как пример гражданского мира и сотрудничества во имя будущего страны.

Наверное у меня что-то с глазами. Чтож, если - эти люди, бесплатно, из-за непонятного для большинства чувству гражданского долга стоявшие на лютом морозе часами - маргиналы и безумцы, то наверное я болен.

В сказке Андерсена тролли нечаянно разбили над городом черное зеркало зла и если осколок попадал в глаз — то человек видел только плохое. Иногда мне кажется, что это не сказка. Уж слишком много на Руси циников, скептиков и троллей..

Опрос на ИА "Амител":

Вы верите в честность предстоящих президентских выборов в РФ?
да 203 чел.
нет 1092 чел.
затрудняюсь с ответом 72 чел.
мне все равно 30 чел.
Всего проголосовало: 1397 чел.


На сайте ИА "Амител" опубликован фоторепортаж  Игоря Заботина "Митинг "За честные выборы" на Болотной площади":  https://www.amic.ru/photo/559/?page=1


Читайте полную версию на сайте