Минюст зарегистрировал административный регламент по контролю за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике
Почти три миллиона организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих кассовые аппараты, отныне вооружены подробными инструкциями о сроках проверок и последовательности действий налоговых инспекторов, осуществляющих контроль за применением контрольно-кассовой техники. Минюст зарегистрировал административный регламент, который сегодня публикует "РГ ".
Кассовые машины, их эксплуатацию по выдаче чеков, соответствующих реальному приему денег при оплате товаров или услуг, налоговые органы курируют почти десять лет с принятием Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Как пояснили " РГ" специалисты Федеральной налоговой службы (ФНС), новый документ в первую очередь защищает права предпринимателей, помогает выстраивать на партнерских принципах взаимоотношения с налоговыми органами. До сих пор бизнес не имел возможности опираться на жесткие нормы, регулирующие сроки, порядок проведения проверок. Теперь это и многие другие детали прописаны. Проверка не может тянуться более пяти дней, причем это максимальный срок. В случае недоразумений, компании вправе ее обжаловать, процедуры также пошагово определены.
По мнению Сергея Варламова, партнера юридической компании "Налоговик", регламент ФНС отвечает интересам участников рынка.
"Сама по себе разработка таких правил - шаг на пути построения четкой иерархии в отношениях между налоговыми органами и налогоплательщиком", - говорит эксперт "РГ". А хорошо составленный и правильно исполненный регламент оберегает налогоплательщика от произвола налогового инспектора. Новый регламент устанавливает как права и обязанности проверяющих, так и проверяемых. Руководители компаний могут непосредственно присутствовать при проверке, прояснять возникающие вопросы, затем знакомиться с результатами и указывать о согласии или несогласии с ними. И разумеется, обжаловать действия должностных лиц, если считают, что они нарушили регламент. Жалобы можно направлять в ФНС России, территориальные управления. Рассматриваются они в течение 30 дней с даты регистрации. При этом проверяемый вправе обратиться повторно. В одном из приложении к регламенту, кстати, содержатся места нахождения, телефоны и адреса электронных сайтов управлений ФНС по всем субъектам Российской Федерации, адрес и контакты Федеральной налоговой службы.
Впрочем, единственный минус регламента эксперт "РГ" видит в установлении для налоговых инспекторов широкого перечня прав. Помимо осмотра кассы, тот вправе проверить опломбирование, голограммы, контрольные ленты, журнал кассира - операциониста, кассовую книгу, снять фискальный отчет и получить пароли ККТ. Кроме того налоговики могут проверить фактическое наличие бланков строгой отчетности. Эту "критику" представители ФНС парируют тем, что все требования находятся в рамках вышеуказанного Федерального закона № 54-ФЗ.
Кассовые аппараты, по мнению участников рынка, реально необходимы и востребованы при расчетах наличными денежными средствами, поскольку помогают владельцам бизнеса вести своего рода внутренний учет и самим контролировать своих продавцов, в любой момент иметь перед собой информацию о выручке, о проданном товаре.
Однако государственное регулирование кассовой отрасли не имеет слаженной системы, подчеркивает Сергей Варламов. Нет ведомства, вырабатывающего единую государственную политику по вопросам кассовой техники и координирующего работу всех организаций, занятых в кассовой отрасли.
Поэтому сегодня производители кассовой техники, поставщики, центры технического обслуживания ККТ, пользователи ККТ, являясь структурными элементами одной системы, действуют не всегда по четким правилам.
Вместе с тем, эксперты считают, что имеющиеся проблемы будут решены, в том числе путем совершенствования нормативной правовой базы.
Кстати, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2011 с 21 января 2012 года на Федеральную налоговую службу возложено ведение Государственного реестра контрольно-кассовой техники. До сих пор Реестр, в котором содержатся сведения о порядка 250 моделей ККТ, разрешенных к эксплуатации в России, находился под присмотром Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.