Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев предложил перенести празднование Рождества на 1 января
Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев предложил перенести празднование Рождества на 1 января, - пишет "Российская газета ".
В своем блоге он резонно замечает:
- По какому бы из нынешних церковных календарей ни праздновали христиане Рождество, все равно получается абсурд. Если Рождество Христово - 25 декабря, то отчего же год, считаемый от Его Рождества, начинается лишь через неделю? Если же Рождество Христово - 7 января, то почему новое "лето от Рождества Христова" начинается за неделю до него?
Протодиакон напоминает, что этих неувязок не было, пока новый год начинался в сентябре, а счет годам велся "от сотворения мира", а не от Рождества. "Возврат к такому счету нереален, - пишет он и предлагает христианам договориться между собой о том, чтобы совместить празднование Рождества и Новолетия, то есть Нового года.
В своем модернистском подходе Андрей Кураев не видит ничего особенного. Он объясняет читателям своего ЖЖ, что канонов, которые запрещали бы православным сдвигать празднование Рождества, нет (каноны говорят лишь о времени празднования Пасхи):
- Однажды Церковь эту дату волевым образом уже меняла - в середине IV века. Литургических последствий и перестроений в календаре тоже такая перемена почти не принесет. Даже праздник Крещения Господня может остаться на прежнем месте, ибо время крещения Христа никак не связано со временем Его рождения (Он крестился в возрасте 30 лет).
Еще один аргумент протодиакона связан с тем, что в Библии нет точных указаний на время Рождества (по косвенным признакам можно вычислить лишь середину зимы, но не точнее). Раннехристианских свидетельств о той или иной дате Рождества также нет - по той причине, что первые поколения христиан жили Пасхой (и до сих пор дни памяти святых - это дни их ухода в Вечность, а не дни рождения их для земной жизни).
Другой вариант: праздновать Рождество 31 декабря, а Новый год - 1 января.
Алексей Варламов, писатель:
- Это предложение кажется уж слишком модернистским даже по форме. Мне не нравится, что это делается в блоге. Тонкие идеи должны обсуждаться каким-то иным образом. Впрочем, это частное замечание, которое не носит принципиального характера. Да, несколько неудобно то, что у нас Рождество празднуют после Нового года, тем более "неудобство" усиливается этими бессмысленными пьяными новогодними каникулами. Самое разумное, это оставить status quo. А предложения отца Андрея носят несколько безответственный характер. Праздновать Рождество в Новый год - это звучит фантастически, вряд ли кому-то это понравится. А вот если бы сейчас прозвучала идея перейти на "западный" календарь, то раскол точно случился бы, а он совсем не то, что нам сегодня нужно. Новый год сейчас попадает на пост, и это проблема, которая действительно стоит перед верующими. Но ее каждый для себя может решить.
Например, в Сретенском монастыре уже несколько лет существует традиция литургии в новогоднюю ночь. То же самое в этом году впервые было и в университетской церкви Мученицы Татианы. То есть идти на Красную площадь или дома наедаться оливье не обязательно.