Министерства не могут согласовать плату за проезд
Летом прошлого года премьер-министр Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос утверждения методических рекомендаций для расчета тарифов на пассажирские перевозки (городские и пригородные). Речь шла об автомобильном транспорте, включающем автобусы, маршрутные такси, и электрическом, включающем трамваи, троллейбусы, за исключением железнодорожного. Нововведение призвано ввести единый подход к образования цен на общественный транспорт на всей территории страны.
Ранее методические рекомендации для расчета тарифов на пассажирские перевозки утверждались на уровне регионов. Срок исполнения поручения - 1 августа 2011 года. Но проект документа о внесении соответствующих изменений в законодательство, разработчиком которого является Минтранс, был опубликован только в октябре. При этом он до сих пор не согласован с уполномоченными ведомствами – Минэкономразвития и Минрегином: между министерствами возникли разногласия по поводу содержания проекта.
Представленный Минтрансом документ предполагал введение методических рекомендаций, как и было поручено премьером. Кроме того, в нем содержались положения, которые относили пассажирские перевозки к перечню услуг, госрегулирование в отношении которых вводится на усмотрение регионов. Пока же по закону местные власти обязаны контролировать цены на транспорте, определяя максимум, выше которого автоперевозчики не могут поднимать тариф. Устанавливая низкие цены, предприятия работают в убыток, поэтому местные власти выделяют им дотации. Сегодня у регионов и без того увеличены социальные обязательства, в связи с чем возникает дефицит средств для компенсации затрат пассажирским предприятиям, - отмечали в Минтрансе.
Сказывается и постоянный рост цен на автомобильное топливо, указывают в ведомстве: "В этих условиях органы местного самоуправления не в состоянии обеспечить рентабельную работу пассажирского автотранспорта". Так, за последние 10 лет парк автобусов, трамваем и троллейбусов сократился на 40%. Свыше 60% транспортных средств эксплуатируются сверх нормы. В итоге снижается безопасность перевозок, приводят аргументы в Минтрансе и предлагают дать регионам возможность отказаться от контроля цен на транспорте. Тогда, перевозчики смогут устанавливать те тарифы, которые считают справедливыми.
В таком виде проект постановления не прошел согласования в Минэкономразвития. Проблему недофинансирования автопредприятий ведомство предлагает решать за счет компенсации убытков, возникающих у них при госрегулирования. Обязанность возмещать потери Минэк предлагает возложить на местные власти. Методические рекомендации, указывают в Минэкономразвития, позволят определить величину экономически обоснованного тарифа, а исходя из него – необходимую величину субсидии. В настоящее время подобная нормативная база отсутствует. Пока она не будет разработана и пока не будут изучены социально-экономические последствия отмены обязательного контроля цен на транспорте, принятие предложенных изменений "преждевременно", считают в Минэкономразвития. На защиту региональных бюджетов встало профильное ведомство. Минрегион заявил, что премьером было поручено лишь рассмотреть вопрос утверждения методических рекомендаций по расчету тарифов на пассажирские перевозки и не более. В ведомстве отказались согласовывать проект постановления.
Коллаж © Елена Савина, "Маркер"