Хранитель отражений
Почти приговор: "Мало активен в общественной жизни"
Каждый раз, когда Влад собирается в отпуск, он выбирает тему для материала, заручаясь гарантией по поводу публикации. Последний фоторепортаж, который готовился на протяжении июля 2011 года, привезен из Испании и посвящен фламенко. Материал появится в новогоднем выпуске московского альманаха "Общество из здоровье". Несколько лет Влад является обозревателем издания.
Самые первые фотографии были сделаны на стареньком дядином фотоаппарате со сломанной механикой. Из шести кадров срабатывал один, потому из целой пленки получилось четыре кадра. "Я маленький был, в классе третьем. Один из кадров точно помню — отец рыбачил на озере. Сам проявлял пленку, печатал фото", - вспоминает теперь уже 44-летний Влад.
В третьем и четвертом классе мальчишка ходил на фотокружок. С пониманием стал относится к делу в десятом классе, когда окончательно решил, что будет заниматься фотожурналистикой.
Учеба в Уфимском полиграфическом училище — самый быстрый способ получить профессию фотожурналиста в середине 80-х. Учишься буквально год, и ты дипломированный специалист. Тебя сразу определяют в газету.
"Это было простое ПТУ, в которое, тем не менее, был большой конкурс. Ребята приезжали со всей страны. И было обидно, когда кто-то не проходил. Со слезами на глазах приходилось уезжать. А приезжали ребята, которые уже по несколько лет отработали в газетах. Если он хорошо фотографирует, но не выписался с прежнего места жительства, его спрашивали: "А что, вы считали, что вы не поступите?". И не зачисляли. В моей случае прицепились к характеристике: "Мало активен в общественной жизни". Все! Практически приговор. Но меня взяли под вопросом, то есть на меня смотрели примерно месяц, а потом только взяли", - продолжает Влад.
Во времена юности Галенко помимо училища фотокорреспондентов готовили в Московском государственном университете имени В.М.Ломоносова, где набирали 12-14 ч
Выпускники училища востребованы в профессии. Наиболее известный фотограф из группы нашего земляка Ольга Чумаченко. "Ее фотографии, я думаю, видели многие, потому что, она, например, снимала "Последнего героя" с Сергеем Бодровым. Все фотографии в прессе с этого реалити-шоу были ее. Сейчас она работает в МЧС России", - рассказывает Влад. После училища он продолжил журналистское образование в Алтайском государственном университете. Но полагает, что училище в профессиональном плане дало ему больше.
Кавказ с Табуретками, Жужами и... ГИБДД
ИА "Амител": У вас много было командировок в Чечню (алтайские милиционеры с начала чеченской кампании регулярно ездят в служебные командировки на Кавказ, - п
Владислав Галенко: Больше 10. Военные репортажи самые интересные. Я, можно сказать, поэтому выбирал профессию.
ИА "Амител": А чем картины войны хороши для профессионального фотографа? Что удается увидеть в момент военных действий, чего не увидишь в мирное время?
Владислав Галенко: Для этого нужно знать историю нашей фотожурналистики. Ее рассвет пришелся на 30-е и 40-е годы, наибольший — на Великую отечественную войну. Тогда была сделана известная фотография "Комбат", которая символизирует Победу: фотография комбата с пистолетом всегда появляется на День Победы. Это же фотография-символ, сделанная советским фотографом Максом Альпертом (на фотографии изображен офицер, поднимающий солдат в атаку, за несколько секунд до гибели, - прим. ИА "Амител"). Таких фотографий много. К военной фотожурналистике можно также отнести знаменитую фотографию Эрнесто Че Гевары, сделанную кубинским фотографом Альберто Корда.
Практически все фотографии-победители мировых конкурсов, в частности, World Press Photo, связаны, к сожалению, с войной — кровью и жестокостью.
На войне не игровые эмоциональные ситуации. Люди на войне такие, какие они есть. Если в мирной жизни мы надеваем маски, играем в игры, то на войне все открыто, все четко вырисовывается — жизнь и смерть, друг и враг.
И сейчас наши ребята в Чечне постоянно находятся в напряжении. Они готовы в любой момент среагировать, вступить в бой. По большому счету идет партизанская война.
ИА "Амител": А когда вы начали ездить на Кавказ?
ИА "Амител": А кто в основном в кадр попадает — наши, чеченцы?
Владислав Галенко: Разумеется, основное внимание уделял нашим, потому что материал везешь на родину. Этих материалов ждут: как читатели, так и, больше всего, родные. Когда от туда приезжал, на работу постоянно приходили жены, отцы. Без конца шли. Брали фотографии.
Тогда не был развит Интернет (сейчас-то фотографии можно выложить на сайт, где их посмотрят). Был как связующее звено.
Очень обидно, когда ты с человеком знаком, сделал его фотографию, узнавать, что он погибает.
ИА "Амител": Много таких в кадр попадало?
Владислав Галенко: Да. Допустим, 29 декабря исполнится 7 лет с момента гибели Вадима Мартынюка. А еще делал материал про военного врача. К сожалению, он потом застрелился. Уволившись из органов, человек не нашел себя в новой жизни. Наверное... На войне он был при деле. Его уважали. Специалист. Казалось бы, врач уйдет со службы и всегда найдет место в гражданской жизни. Видимо, он его не нашел. А ребята в ОМОНе потом долго искали врача, потому что работа военного врача очень специфичная: надо уметь и обращаться с оружием, и оказывать медицинскую помощь.
Владислав Галенко: Очень много, особенно фотографий с животными, потому что животных там сильно любят. Это какая-то психологическая отдушина. Животные напоминают бойцам о доме. И почти у любого отряда бродит порой по 12 дворовых собак. Чеченцы их не сильно любят. А наши всегда с уважением относятся к собакам. Всегда какой-нибудь кошачий гуляет. Их могут назвать Шамиль и Иса — серые и полосатые котята в Гудермесе. В Шали у спецназовцев было весело: собаку назвали Трамвай, а кошку Табуретка. Помню там же в Шали по расположению бегала (патрулировала) собака, которой на ошейнике остряки написали крупными буквами "ГИБДД". Посмотрят на нее, улыбнутся. И кажется, что ты стал ближе к дому.
Когда бийские ОМОНовцы были в полугодовой командировке в Ингушетии, привязались к простой дворняге, загрузили ее в вагон и забрали с теплого Кавказа в холодную Сибирь. Она сейчас, наверное, бегает по снегу на базе отряда в Бийске. Жужа зовут ее.
***
Не возможно удержаться от публикации нескольких отрывков из рассказа Влада о жизни милиционеров и животных, который был размешен в "Живом журнале":
"Сколько раз за время бесчисленных командировок на Северный Кавказ я наблюдал эти трогательные сцены: как бы ни были тяжелы и изматывающи будни наших бойцов, обязательно кто-то возится с приблудной псинкой или "нянчит" тощего чумазого котенка.
<...>
Разумеется, есть у сотрудников служебные собаки, но они, во-первых всегда на службе, используются для обнаружения взрывчатых веществ, а во-вторых у каждой из них есть обязательно свой хозяин. Только с ним собака должна быть в контакте, только его команды выполнять, только из его рук принимать "поощрение". Таковы законы службы.
<...>
И ведь везде успевали: смотришь, вроде бы только что прыгали в кубрике, а уже вьются то на улице, то под ногами у милиционеров в курилке, а то вдруг заскочат на кухню или погреются на посту. Да и на отрядном построении как же без них - прыгают, резвятся. И не понимают, глупыши, всю торжественность момента, когда отряд стоит по стойке "смирно".
Но, пожалуй, как раз вот эти мимолетные мгновения игр свободолюбивых животных дают какую – то внутреннюю расслабленность и вызывают воспоминания о мирной жизни".
***
ИА "Амител": Куда обычно попадают фотографии с Кавказа, где публикуются?
Владислав Галенко: Это ведомственная пресса. Сначала много печаталось в милицейских газетах. А потом установка поступила не публиковать материалы с Кавказа. Вроде как, войны нет.
Благо, что есть другие площадки. Я публиковал фотографии в "Обществе и здоровье", в "Живом журнале".
Как правило, дарю журналы ребятам, которые попали в кадр.
Был случай, когда фоторепортаж быстро опубликовали. Через месяца два ребята брали боевиков в Ингушетии. И у них оказался журнал с моим материалом. Боевики отслеживают информацию, касающуюся противоборствующей стороны. У меня потом шутливо спрашивали: "Влад, ты на них не работаешь?".
ИА "Амител": А что командировки на Кавказ привнесли в вашу работу?
Владислав Галенко: Материалы и хорошие кадры. Именно благодаря этим кадрам была получена масса призов.
Чужие нравы
ИА "Амител": В скольких странах вы успели побывать?
Владислав Галенко: В обратную сторону будут считать. Испания, Боливия, Сомали, Индия, Куба, Шри-Ланка, Франция, Германия.
ИА "Амител": В каком районе Испании снимали фламенко?
Владислав Галенко: В Андалуссии, на родине фламенко.
ИА "Амител": Ходили на какие-то представления или школу фламенко посещали?
Владислав Галенко: Две академии фламенко — в Сивильи и Кадисе. Фотографировал моменты обучения и жизни девушек, которые туда приезжают из США, Ирана, Турции, Германии, Швеции и т.д.
Из наблюдений: испанцы довольствуются своей страной. Бедные, но счастливые. Не хотят выезжать за рубеж. У них все есть. Многие и с моря никуда не выезжают. В местных новостях обязательно показывают один сюжет с пляжа. "Как же хорошо у нас в Испании", - что-то в этом роде.
Для них
ИА "Амител": Вы успели это прочувствовать, когда там были?
Владислав Галенко: Да-да. В Испании насилие по отношению к женщине не допустимо. А у нас каждый день что-то да где-то, да по несколько человек. В Испании же одну женщину убили, и для целой страны это трагедия.
Владислав Галенко: Профилактика.
ИА "Амител": Чего?
Владислав Галенко: Профилактика преступности, профилактика в области медицины. Местные ГАИшники рассказывают детям, как правильно переходить улицу, пожарные — пользоваться газовым баллоном, врачи — оказывать первую медицинскую помощь... Это делается в игровой форме в выходные дни. Население ведь не грамотное, даже читать не умеет.
Я вообще об этом не знал. Обнаружил во время прогулки по городу. Материал родился сам собой.
ИА "Амител": А были опасные репортажи из-за границы? Когда в
Владислав Галенко: Пиратов мы не видели. Мы были в мирной части страны. Сомали делится на три территории. Они уверяют, что туда, где мы были, пираты боятся заходить. Хотя в газетах пишут, что и там бывает опасно. Военные даже утверждали, что они не делают базы в Бербере (порт), потому что здесь пираты. Но мы спокойно передвигались. Встречались с пожилыми людьми, которые еще помнят русский язык и времена, когда в стране стояли советские войска. В Бербере даже есть район под названием Москва. Наши военные там построили взл
ИА "Амител": Чем запомнилась Куба?
Владислав Галенко: Мы ездили практически по всему острову. Народ обычно тупо отдыхает на Варадеро. А нам было интересно посмотреть на эпоху Фиделя Кастро, когда он еще был у власти. С этой точки зрения было выбрано место.
ИА "Амител": Получили, что ожидали?
Владислав Галенко: Конечно, сейчас-то пришел к власти его брат Рауль. Начались различные послабления. Например, народу стали разрешать покупать холодильники. Когда мы там были, этого
ИА "Амител": Холодильниками-то почему?
Владислав Галенко: Экономили электроэнергию, которой не хватало. Советский Союз обрезал поставки нефти. Сейчас Уго Чавес помогает, подкидывает нефть.
ИА "Амител": Удалось передать дух Кубы через фотографии кубинцев?
Владислав Гален
ИА "Амител": Кстати, в первый раз услышала рассуждения по поводу того, какой народ проще фотографировать, какой - сложнее. А что касается других стран?
Владислав Галенко: По-разному. К примеру, в Индии если вы находитесь в туристическом месте, объектив наведешь на местного, и он начнет протягивать руку.
ИА "Амител": Просит отблагодарить за предоставленную возможность сфотографировать?
Владислав Галенко: Да. Для них это способ заработка. Я отделывался, даря значки.
Стоит только отойти он туристического места на километра три, народ, которого снимаешь, дает понять, что хочет вас угостить, пригласить домой. Все наоборот. Люди открытые.
Комичный и трагичный Париж - Бельмондо и самоубийца
ИА "Амител": Какие самые необычные истории приходилось запечатлевать на камеру?
Почему полицейские были веселые и доброжелательные? Оказывается, с Бельмондо беседовали. А я на него внимания и не обратил. Как профессионала меня больше интересовали люди в погонах. Если бы я узнал Бельмондо, то, естественно, и подошел бы, и сфотографировал, и на камеру снял.
ИА "Амител": А удавалось захватить напротив трагичные моменты?
Владислав Галенко: Опять же в Париже при нас с небоскреба Монпарнас спрыгнул человек. Было не по себе.
***
"Все бы хорошо, но мы явно ощущаем как небоскреб покачивается, прибавьте к этому еще поскрипывание тросов и это постоянно!
<...>
Внутренние ощущения страха, увы, не ослабевают. К тому же вспоминаем американские башни – близнецы.
<...>
Фотографирую виды города и туристов, бродящих по крыше, их тут не более пятнадцати человек. Вот семейная пара рассматривает Париж, нажимаю на кнопочку спуска затвора фотокамеры, а вот маленькая девочка бегает по размеченному кругу вертолетной площадки.
В визире моего видоискателя появляется высокий молодой человек с перекинутым на плече пиджаком. Доли секунд раздумываю, заснять ли его, и прихожу к выводу, что девочка продолжающая бегать по кругу, интереснее, и навожу объектив на нее. Вдруг по крыше пронесся какой-то еле уловимый вскрик толпы.
<...> Смотритель площадки подбирает брошенный парнем пиджак и спускается в бар выпить рюмку коньяка. Для него это брак в работе, не усмо
***
Мужчины и женщины, дети и родители
ИА "Амител": Влад, тема отношений мужчин и женщин находила отражение в творчестве?
ИА "Амител": Основное место действия — барнаульских железнодорожный вокзал?
Владислав Галенко: Да. И сейчас, если честно, проводы также проходят. Ничто не предсказуемо, особенно в нашей стране.
ИА "Амител": Детей фотографируете?
Владислав Галенко: Фотографирую все, что вокруг.
ИА "Амител": Что самое главное при съемке детей?
Владислав Галенко: Поймать момент. Они же непоседы.
ИА "Амител": Какие самые ценные фотографии из этой области?
Я однажды фотографировал девочку... Подразделение построилось буквой "П". Идет доклад. "Товарищ, генерал!..". А девочка присела между ног взрослых. Напротив нее отец. Ему она махала рукой. Светящиеся лицо.
Или наоборот я помню. Фотографирую во время встречи с отцом девочку постарше, она счастливая, прижалась к отцу. На маленькую навел объектив, она разозлилась. Ей казалось, что я снова ее папу заберу. Дочка его не видела полгода. "Не отдам!".
ИА "Амител": В каких странах самая богатая природа, раздолье для фотографа, занимающегося пейзажной съемкой?
Владислав Галенко: Когда душа поет и хочется заснять? В Шри-Ланка (на Цейлоне). Я туда попал случайно.
Почему не пустили? Заявили, что на Гаити шла война. А на самом деле в Шри-Ланка тоже была война.
Время уже уходило. И мы быстро полетели на Цейлон, потому что он безвизовый.
Чего там только не растет! Название переводится как "Счастливый остров" (есть еще несколько вариантов переводов, в том числе "Благословенная земля", - прим. ИА "Амител"). Удалось прикоснуться к деревьям, которые здесь (в местном дендрарии) посадил Николай II, Юрий Гагарин.
Около часа мы беседовали с Владом. Можно было бы говорить и дольше, но чувствовала, что материал рискует стать необъятным. "Слишком много букв", - напишут в комментариях критично настроенные читатели. К тому же связь со столицей не дешевая.
Если кто-то решил не тратить время на чтение, остановит свой взгляд на фотографиях. Снимкам под силу рассказать намного больше об их авторе: "Будем знакомы!".
Напомним, редакция ИА "Амител"создала новую рубрику, в которой будет знакомить своих читателей с интересными людьми. Это будут рассказы и интервью о разных личностях - и вовсе необязательно - известных. Узнавать что-то новое, делиться опытом: зачастую на эти вещи у многих из нас не хватает времени. И здесь, как мы надеемся, на помощь придет наша рубрика "Будем знакомы!".