Увольнения в "Коммерсанте": предупреждение журналистам?

владелец издательского дома "Коммерсант" Алишер Усманов уволил генерального директора ЗАО "Коммерсант-Холдинг" Андрея Галиева и главного редактора журнала "Коммерсант-Власть" Максима Ковальского. Об этом пишет bbc.co.uk.

Пресс-служба Усманова распространила его заявление: "Для меня остается принципиальной позиция невмешательства в редакционную политику ИД "Коммерсант". Но существуют морально-этические нормы, которые в данном случае были нарушены. СМИ не должны быть площадками для хулиганства".

По имеющимся данным, причиной для увольнения стала публикация в журнале фотографии испорченного избирательного бюллетеня, на котором неизвестный гражданин нецензурно выразился в адрес Владимира Путина.

Между тем, ведущие российские журналисты и редакторы считают, что в данном случае можно было обойтись без увольнений.

"Я бы оштрафовал выпускающего или кого угодно на месячный оклад. Реакция Усманова кажется мне неестественной реакцией издателя", - написал главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов в своем микроблоге в Twitter.

"Если бы на бюллетене была надпись про Явлинского, Навального или Зюганова - были бы редактора уволены?" - задается вопросом Венедиктов.

"Я думаю, что редакция погорячилась, поставив этот снимок. Азарт не должен превалировать над разумом. Но делать из мухи слона не следует", - заявил Русской службе Би-би-си директор Фонда защиты гласности Алексей Симонов.

Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов раскритиковал отставку Ковальского. "Я считаю это решение скоропалительным. Для меня сегодня мрачный, тяжелый день из-за того, что это произошло. Наверное, надо было сделать "разбор полетов", разобраться в случившемся детально", - сказал Богданов Интерфаксу.

"Да, конечно, какие-то границы редактор здесь перешел. С точки зрения объективности это верно, с точки зрения этики это некрасиво. Наказание должно быть безусловно. Но наказывать человека увольнением - это жестоко. Делается больше медвежья услуга руководству, на это обращается внимание, если уж говорить о последствиях", - сказал член Общественной палаты, главный редактор газеты "Аргументы и факты" Николай Зятьков.

Табуированная лексика

При помощи системы Google легко установить, что знаменитое слово из трех букв с 2000 года употреблялось на сайте "Коммерсант-online" 27 раз.

Российский Закон "О средствах массовой информации" прямо не запрещает использование ненормативной лексики.

Вместе с тем, Кодекс об административных правонарушениях квалифицирует ее употребление в общественных местах как мелкое хулиганство.

Кроме того, мат можно расценить как нарушение статьи 130 Уголовного кодекса РФ ("оскорбление"), а также статьи 152 Гражданского кодекса ("унижение чести, достоинства, деловой репутации").

Российское законодательство, равно как языкознание, не содержат исчерпывающего определения табуированной лексики. Одни эксперты относят к ней четыре слова, другие - шесть или семь.

Периодически предпринимавшиеся в советскую эпоху попытки штрафовать уличных сквернословов и развешивать в общественных местах плакаты "Мат - не наш формат!" ни к чему не привели.

Изощренность русской нецензурной брани является для многих россиян предметом своеобразной гордости. Виртуозно владели ею многие высшие руководители и выдающиеся представители творческой интеллигенции. В народе всегда были популярны матерные анекдоты и частушки.

Первое известное произведение русской литературы, в котором употреблялась ненормативная лексика, написал около 250 лет назад Михаил Ломоносов. Полное собрание сочинений А.С.Пушкина содержит ряд произведений, в которых отдельные слова заменены многоточиями.

Запрет на употребление табуированных слов в публичной сфере строго соблюдался до конца советской эпохи. В современной России царят более свободные нравы, однако в печатных публикациях они, как правило, заменяются первой буквой с многоточием, а в эфире - "запикиваются", - об этом пишет bbc.co.uk .


Читайте полную версию на сайте