"КП" обнародовала неизвестные подробности нашумевшего фильма о Владимире Высоцком

Высоцкий. Спасибо, что живой" корреспонденты "Комсомольской правды " ("КП") поговорили со сценаристом и продюсером картины Никитой Высоцким.

Напомним, 1 декабря была премьера самого долгожданного и загадочного российского фильма о великом актере и музыканте. К самой ожидаемой картине сезона - масса вопросов. Ясно одно: в фильме рассказывают о пяти днях из жизни Владимира Семеновича Высоцкого. На гастролях в Бухаре певец пережил клиническую смерть. "Душа Высоцкого, - попробуют убедить нас кинематографисты, - вернулась в тело спустя 10 минут после смерти".

 "Он чувствовал смерть"

- Пять лет назад, когда мы начали работать над фильмом, у Константина Эрнста в столе лежало полтора десятка сценариев художественных фильмов о Высоцком, - говорит Никита Владимирович. - И все не то. Я совершенно не собирался участвовать в этой работе. Но Эрнст убедил. История, которая легла в основу сценария, жила во мне не один год. Ее рассказал лучший друг отца Всеволод Абдулов, спустя девять дней, как папы не стало. Мне тогда было 16 лет. Помню лицо Севы - он был абсолютно потерян.

- Что именно рассказал вам Всеволод?

- О нескольких днях из жизни отца, может быть, в самый отчаянный, самый трагический период его жизни. Когда все сошлось: обострение отношений с социумом, с близкими людьми, творческий тупик, предчувствие смерти, невероятное желание жить, победить в очередной раз и смерть, и свои недуги, и проблемы. Жизнь Высоцкого в эти дни должна была закончиться. Но ему дали возможность жить дальше, потому что надо было многое доделать. Как в его песне: "Я коней напою, я куплет допою". Нужно было допеть. И только потом уйти. Без долгов.

- Значит, все это - разговоры? О том, что Владимир Семенович оставил после себя огромные долги...

- Во-первых, долги были не огромными. Да и не важно. Главное, что отец успел сделать все, что хотел. Я говорю путано. Сева объяснял гораздо проще. Долгое время я задавался вопросом: как в 42 года прекрасно сложенный, спортивный человек, который мог себе позволить любые лекарства, любые клиники, любых врачей, себя не уберег? При том, что отец не был самоубийцей, не хотел умирать. Наш фильм в том числе и об этом.

- Значит, картина - реконструкция реальных событий?

- Это не документальное исследование, а художественный фильм. Единственный исторический персонаж в этой картине - Высоцкий Владимир Семенович. Все остальное - собирательные образы.

- Но тем не менее вам не захотелось "пригладить" образ отца. Сердечный приступ у Высоцкого случается из-за наркотиков.

- Нам важно было показать не то, чем отец похож на других, а то, чем он отличается. Да, про Высоцкого говорят: алкоголик, наркоман. Но разве это исчерпывающая характеристика? Разве можно сказать про Пушкина "бабник" и закончить на этом? Фильм не о слабостях Высоцкого, а о его силе.

"Картину думали закрывать"

- До сих пор сохраняется интрига: "Кто же играет Высоцкого?" Говорят, пробовалось очень много актеров...

- Мы, разумеется, первым делом хором спросили друг у друга: КТО будет играть? Назвали примерно полтора-два десятка имен - английские, польские актеры, вся линейка наших.

- Кто пробовался?

- Пробовались многие. Но через серию проб мы поняли: нет актера. Высоцкий - это слово, голос, облик, энергетика. Все знают его лицо. Отчаянное положение. Картину думали закрывать. Тогда пошли слухи о том, что будет играть то ли двойник, то ли клон, то ли компьютерная модель. Нас обвинили в том, что мы придумали маркетинговый ход. А мы замолчали, потому что говорить было нечего.

"Актеру, сыгравшему отца, тяжело"

- В какой-то момент решили: играть будет Никита Высоцкий. То есть я. "С весом в 100 с лишним килограммов и ростом метр девяносто один?!" - мне было дико больно, я больше всех сопротивлялся (сын Никита выше отца на 20 см. - Ред.). Я - медленный человек, как локомотив, чух-чух… Отец был как гоночный автомобиль "Формулы-1". Но я - человек ­команды. Сказано - делаю. Научился играть на семиструнной гитаре. Похудел. Накачал себе бицепсы, научился походке Высоцкого. На мне стали пробовать изменения внешности. Проект ожил. И так держался примерно полгода.

- Никита, а это точно не вы играете отца?

- Не я.

- Забавно бы получилось: вся страна гадает, кто сыграл Высоцкого, а он, главный актер, раздает себе интервью, только об этом его никто не спрашивает.

- Нет, нет. Точно не я.

- Мы вообще никогда не узнаем, кто сыграл Высоцкого?

- Я не знаю. Мне кажется, что даже Константин Эрнст не очень понимает, что с этой ситуацией делать. Потому что по-человечески актеру, сыгравшему отца, тяжело: проделать такую огромную работу и не иметь возможности получить хотя бы отрицательные отзывы? Но актер на это пошел. Его имени не будет в титрах.

"На грим уходило по 4,5 часа"

- Что это за грим?

- В каком-то смысле это ноу-хау (образ Высоцкого воссоздан с использованием высокотехнологичного грима и технологий компьютерной обработки изображений. - Ред.). Сделать маску Высоцкого можно. Но на экране будет видно: мертвые глаза, лицо не покраснеет… Возьмите любую маску, попробуйте погримасничать, и вы увидите, что получится. Ноу-хау грима в том, что мы сделали лицо.

- Как?

- Если я пришел в цирк, предпочитаю верить, что Копперфилд летит. Поэтому не скажем КАК. Кино - иллюзия. Конечно, мы не оживили Высоцкого и не клонировали его, не сделали компьютерную игрушку. Это кинообраз, созданный трудом многих профессиональных людей. Поверьте, очень сложная работа. Представьте, что сидит актер и ему что-то делают с лицом. Это вам не маска в салоне красоты на 40 минут. А 4,5 часа. Причем эти 4,5 часа актер готовит свой психофизический аппарат, после чего выходит на крупный план и работает. Адский труд! Наша команда сделала невозможное.

"Сыну Марины Влади фильм понравился"

- Кому вы уже показывали картину?

- Из близких фильм видел Золотухин, Смехов, Юля Абдулова. Моя мама. Брат.

- Бывший худрук Театра на Таганке Юрий Любимов видел?

- Нет. Думаю, он не придет на премьеру. Совершенно неожиданно показал фильм Пете Асейну, среднему сыну Марины Влади. Он - актер, прекрасный музыкант. Не думал, что так обрадуюсь встрече. Мы не виделись больше 30 лет. А тут случайно увиделись в "Останкино". Два дня пообщались, я повозил его по Москве. Он высказал, естественно, какие-то замечания, сомнения, но в целом принял картину.

- Марина Влади несильно "обрадовалась", когда узнала о фильме?

- От нее зависело очень многое на самом деле. Марина Влади, как и я, как и мой брат, - наследница авторских прав Высоцкого, правообладатель имени, репутации. В ее власти было эту картину не разрешить. Но она разрешила. Чего ей это стоило - не знаю. Думаю, это было очень непростое для нее решение.

- Вы сами просили у Марины разрешения?

- Нет, у нас были посредники.

- Она приглашена на ­премьеру?

- Она не прилетит.

"Мама отпустила отца"

- Отец ушел из семьи, когда вам было 4 года. Как вам кажется, ваша мать (жена Высоцкого Людмила Абрамова состояла в браке с Владимиром Семеновичем с 1965-го по 1970-й. - Ред.) могла что-то предпринять, чтобы остановить его?

- Конечно, она могла бы еще и год, и два, и три не давать ему развода. Советский суд был бы на ее стороне, уверяю. Могла бы писать в коллектив Театра на Таганке жалобы…Ее влияние на отца было сильным. Могла бы, наверное, и нами с братом потрясти: "На кого же ты нас бросаешь?!" Но мама - умная женщина. Она любила. Понимала, что рано или поздно они с отцом все равно разойдутся. Не хотела ни сама мучиться, ни его мучить. И это не отец ушел, а мать взяла нас, посадила в такси, и мы больше не жили в одной квартире.

- Смерть близкого человека сближает людей. С Мариной Влади у вас почему-то не получилось…

- Когда отца не стало, все сблизились. Люди, которые друг другу сейчас руки не подают, сидели за одним столом, плакали… Я, брат мой Аркадий, актеры Таганки общались и с Мариной, и с ее сыном Петей. Но потом жизнь развела. Столкнула нас в каких-то ситуациях, где выяснилось, что мы совершенно по-разному думаем, в том числе и об отце.

- Вы имеете в виду книгу, которую написала Влади?

- Не только книгу. Конфликт между нашей семьей и Мариной Влади начался году в 1983-м. Она часто приезжала в Москву. Актриса, красивая женщина, очень деловой человек. После смерти отца решала многие вопросы, оформляла наследство. Ходила, просила, добивалась. Занималась этим не потому, что хотела себе что-то оторвать. Как вдова, она должна была это делать. Надо было, чтобы осталась квартира отца. Чтобы на кого-то были оформлены вещи. Нельзя допустить, чтобы где-то под ногами валялись авторские права Высоцкого, архив отца. Но именно в архивах, мне кажется, Марина наделала массу ошибок. Тем не менее, если бы она всем этим не озаботилась, было бы хуже. Все бы разворовали, увезли, спрятали.

От квартиры Влади отказалась

- Какие ошибки вы имеете в виду?

- Кое-что нежелательное из личного архива, что до сих пор "гуляет" по Америке, нельзя было выпускать из рук. Но было не только плохое. Марина сделала все, чтобы квартира отца осталась в нашей семье, она от нее отказалась.

- Кто там сейчас живет?

- Я закончил там ремонт. В данный момент там никто не живет. Именно Марина добилась, чтобы квартира моей бабушки, мамы Высоцкого, где когда-то жил отец и где мы родились, осталась за моим братом. Брат женился и жил в этой квартире. С теми же машинами, которые были сюда ввезены (у Высоцкого было два "Мерседеса". - Ред.), тоже надо было разбираться. Это отец мог прийти в ГАИ, ногой дверь открыть: "Пацаны, давайте…" А мы-то не могли.

- В квартире на Малой Грузинской остались вещи Марины?

- Вещей было много. Марина забрала все свое. Ушла и больше туда не возвращалась.

- Из-за чего же тогда ваши отношения охладели?

- Мы отдалились друг от друга довольно трагикомично. В 1992 году меня пригласили на фестиваль, посвященный отцу, в Италию. Туда же прилетела Марина. Мы жили в одной гостинице. Столкнулись в фойе. Я встал. Поздоровался. Она прошла мимо меня, как мимо пустого места. Может, действительно не заметила? Я в этот момент сидел с вице-президентом фестиваля, который отдавал мне деньги за билеты. Позже замминистра культуры смотрит на меня как-то странно и спрашивает: "Никита, ты понимаешь, что сейчас о тебе говорит Марина? Она говорит, что ты приехал сюда продавать своего отца". Я был в бешенстве. А потом успокоился. Стало так все равно…

"Мерседес" певца пропал

- "Мерседес" Высоцкого пришлось воссоздать. А где настоящий?

- После смерти отца машину было решено продать. Она уехала на Кавказ. Потом, когда страна развалилась, следы потерялись… Думаю, от нее ничего не осталось. Но несколько раз звонили люди: "Мы нашли автомобиль Высоцкого!" Я ехал бог знает куда. Однажды после такого звонка взял друзей-специалистов, которые пообещали ее восстановить. Поехали в Горьковскую область, город Чкаловск. 530 километров от Москвы. Оказалось, машина ненастоящая. Расстроились, как дети...

- Но мы увидим в фильме подлинные вещи?

- Я был категорически против съемки в доме отца, на Малой Грузинской. Но мы построили павильон, один в один повторяющий отцовскую квартиру. Вся мебель Высоцкого хранится в определенных условиях музейного хранения. А съемки начинались позапрошлым летом, когда дымились торфяники и температура плюс 37 градусов на улице, 55 градусов в павильоне. Понимаете, да? Но я все-таки уговорил хранителей музея, и мы дали мебель из отцовской квартиры. Вплоть до мелочей. Его телевизор. Скульптуры, которые ему принесли, - у отца же напротив дома был разрушенный костел. Я спрашивал: "Откуда эти ­скульпутры?" А он отвечал: "Это мне принесли художники". Думаю, какие-то работяги, пьяницы принесли. Папа был честным человеком, но иногда любил врать просто так, для красоты (смеется).

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Никита Высоцкий родился 8 августа 1964 года. Сын Владимира Высоцкого и Людмилы Абрамовой. Родители разошлись в 1968 году, а официально оформили развод в 1970-м. В 1986 году окончил Школу-студию МХАТ (курс Андрея Мягкова). С 1986-го по 1988-й играл в театре "Современник-2". Затем организовал свой театр, который назывался Московский маленький театр. С 1996 года - директор Центра-музея В. С. Высоцкого.



Читайте полную версию на сайте