Минобороны России ставит крест на экранопланах
Это очень хорошая иллюстрация к разговорам об инновациях и модернизации, которые так любят нынешние руководителе страны. Министр обороны и его подчиненные наглядно демонстрируют, что на реальную модернизацию вооруженных сил рассчитывать не стоит. Экраноплан КМ-6 четверть века назад вызывал шок у натовских стратегов, которые окрестили его "Каспийским монстром". И по сей день на западе не способны создать ничего даже отдаленно похожее на советские боевые экранопланы.
Первенство нашей страны здесь очевидно, но уникальные технологии и сами экранопланы под трескотню о модернизации уничтожаются. В разрекламированном гособоронзаказе на 2011–2020 годы не предусмотрено финансирование разработок и строительство экранопланов. Отсутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие.
Представитель главного штаба ВМФ заявил корреспонденту "Известий": "Даже разговоры об их возрождении не ведутся. Сейчас у флота много других серьезных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий".
Думаю и всем остальным не стоит строить иллюзий о том, что деятельность руководства Министерства обороны России направлено на защиту интересов страны. Министр обороны, Начальник Генерального штаба и генералы поменьше, постоянно критикуют качество российского оружия и при этом все делают для того, чтобы Россия утратила уникальные образцы вооружений и технологий не имеющие аналогов в мире.
В 1980-х годах в состав Каспийской флотилии входил 236-й дивизион кораблей экранопланов (войсковая часть 30960), состоящий из трех транспортно-десантных экранопланов "Орленок" проекта 904, а также один ракетный экраноплан "Лунь" проекта 903. Дивизион базировался в городе Каспийске.
Экраноплану "Орленок" был не страшен шторм в 2-3 балла, он был способен устойчиво летать на высоте от 1 до 10 метров. Во время испытаний "Орленок" совершал полеты на высоте до 100 метров. Транспортно-десантный экраноплан предназначался для быстрой переброски войск и техники, которая загружалась через откидывающуюся переднюю часть этой уникальной машины.
Первый экземпляр экраноплана "Орленок" с бортовым номером С-21 разбился в августе 1992 года. Погиб бортмеханик в чине прапорщика. Второй образец экраноплана с бортовым номером С-25 разрезали на металлолом в 2000 году, третий экраноплан бортномер С-26 - сейчас стоит на Химкинском водохранилище. Последний полет с боевыми стрельбами транспортно-десантный экраноплан "Орленок" совершил летом 1989 года.
Другая уникальная машина - ударный экраноплан-ракетоносец "Лунь" - заводской бортовой номер С-31, водоизмещением 350 тонн и скоростью до 250 узлов (463 км/ч) был вооружен шестью управляемыми противокорабельными ракетами "Москит". До 2008 года базировался в городе Каспийске в составе 236-го дивизиона. Экраноплан "Лунь" был законсервирован в сухом доке филиала судостроительного завода, который размещается на территории завода "Дагдизель". Вся его секретная электроника была сдана на склады.
Знаменитый 544-тонный экраноплан "Каспийский монстр" существовал в одном экземпляре. В 1985 году состоялся его первый полет. В документах он проходил под индексом КМ-6 (корабль макет). Специалисты НАТО расшифровали данный индекс, как "Каспийский монстр".
Не хочется верить в то, что история экранопланов - этой уникально боевой - техники закончена.
Экраноплан "Лунь" (фото Fred Schaerli)