Барнаул: последствия закона о такси

Вечерний Барнаул ".

"Легалы" и "бомбилы": кто кого?

Кто-то однажды назвал Барнаул городом торговых центров и такси. И первое, и второе настолько же справедливо, насколько поправимо. Как считает ряд экспертов, скоро количество автомобилей- такси может сократиться в нашем городе раза эдак в полтора. И это – по самым скромным подсчетам. Хотя, по их мнению, повода для паники нет: согласно прогнозам, в Лету канут только частники-"бомбилы". То есть конкуренция у легальных служб такси резко снизится, и возможностей зарабатывать появится больше.

Одна из причин – всем водителям такси, даже относящимся к той или иной службе, придется регистрироваться как индивидуальным предпринимателям. "Вообще с 2003 года по закону о транспорте водители такси обязаны быть индивидуальными предпринимателями, – напоминает директор службы перевозок такси "Максим" Евгений Идрюков. – Теперь, может, и правда станут".

В таком случае работа таксиста-нелегала сильно усложняется. "Фирмы такси сейчас должны иметь медицинский отдел, юридический отдел и так далее, – рассказывает директор корпоративного отдела одной из служб перевозок такси Елена Николаевна. – Поэтому таксист не должен быть частником. Он может оказаться и наркоманом, и преступником". Собственно, по мнению Елены Николаевны, именно из-за высоких требований к службам такси, нелегалам не видать "зеленого света" в этом бизнесе. Даже учитывая, что они берут процентов на 30-50 больше, чем водители легальных служб, все перечисленное выше, да еще и специальные опознавательные знаки, наклейки им просто не по карману.

"Возможно, и скорее всего, вообще ничего не поменяется, – полагает Игорь Беккер. – Хотя сейчас говорить сложно, но в большинстве случаев ничего не меняется".

Но есть и еще один вариант сценария, самый крайний: легальное такси "уйдет к бордюрам", то есть в тень. И если смотреть правде в глаза, то так оно и есть. Ведь с пяти до семи вечера уехать с работы на такси просто нереально. Ни одна служба такси Барнаула не может похвастать тем, что у них машины есть всегда. Зато стоит выйти к бордюру – любой "бомбила" к вашим услугам. А поскольку далеко не все водители такси соответствуют требованиям закона, не каждый владелец автомобиля (многие таксисты развозят на своих) позволит разукрасить свою машину циферками и "шашечками", многие из них и уходят в тень.

Все выше, и выше, и выше…

Рассуждать о том, кто выиграет поединок – "бомбилы" или "легалы", можно сколько угодно, а пока мы рассуждаем, цены немного подросли. О причинах говорят разное. "Закон давит", – разводит руками Елена Николаевна. Теперь таксопаркам и наклейки специальные заказать нужно, и "шашечки" закупить. А это все весьма недешево. По информации одной из дизайнерских компаний Барнаула, обклейка одного автомобиля соответствующими буквами и цифрами обойдется от полутора до двух тысяч рублей.

Есть и те, кто в росте цен обвиняет цены на бензин, – куда без этого?.. "Цены поднимаем, но не из-за того, что принимается какой-то там закон, а из-за того, что растут цены на бензин, – поясняет директор службы перевозок такси "Космос" Игорь Беккер. – Летом литр стоил 18 рублей, а сейчас уже 30. Если рост продолжится и дальше, то придется повышать цены и в дальнейшем. Насколько – говорить сложно". И впрямь новый "бензиновый кризис" подкрался незаметно, исподтишка. Никакого шума, как это было полгода назад, а цены выше, чем тогда, на семь-восемь рублей. На самом деле, было бы более удивительно, если бы тарифы такси не поднялись. Но это, как и всегда, лишь одна из причин.

Евгений Идрюков считает, что в росте цен виновато множество факторов, среди них главные – инфляция и ситуация на дорогах. А 69-й закон и бензин… тоже виноваты, но в последнюю очередь. "Длительное время цена на перевозку пассажиров не менялась. Сейчас пришла пора", – улыбается он.

Никто между тем не исключает, что цены поднимутся еще, но насколько, эксперты предсказать не берутся. "Мы не астрологи", – говорят руководители служб.

Подобные правила наши законодатели намеревались ввести и для маршрутных такси "газелей". И перекрасить их в один цвет, и установить кассовые аппараты, и продавать билеты всем обязательно – все это уже было. В итоге закон исполнен в той мере, в которой исполнен: висит рулон билетов, от которого изредка отщипывают себе клочок добросовестные пенсионеры.

Как бы ни расходились во мнениях эксперты, никто из них пока не дает четких прогнозов. Это значит только, что службы такси, как и потребители, могут ожидать чего угодно…

Кстати

Алтайский край подписал соглашения с Республикой Алтай, Новосибирской и Томской областями о взаимодействии в сфере организации перевозок пассажиров и багажа легковыми такси на территории регионов. Речь идет о взаимном признании разрешений на осуществление соответствующей деятельности. Согласно соглашению, установлен срок действия выданных разрешений – пять лет.

Опрос на ИА "Амител":


Вы поддерживаете акцию протеста таксистов?
да 244 чел.
нет 195 чел.
мне безразличны их протесты 106 чел.
затрудняюсь с ответом 22 чел.
Всего проголосовало: 567 чел.

Читайте полную версию на сайте