Алтайский художник Анатолий Щетинин: «Картины не продаются, как пирожки»
К 20-летию российского, алтайского, барнаульского бизнеса ПолитСибРу
побеседовал с теми, кто в 90-е годы делал первые шаги в новой экономике. Очередную историю успеха рассказывает Анатолий Щетинин, живописец, член Союза художников России, владелец арт-галереи.
- Когда вы решили заниматься не только живописью, но и арт-бизнесом?
- Арт-бизнесом я начал заниматься еще в 1991 году, когда как генеральный директор организовал первый частный художественный "Алтайский салон". И уже в 1993 году была проведена выставка из 780 произведений в Америке. И, естественно, была потребность в строительстве здания галереи в Барнауле, так как более 50-ти лет формировалась коллекция из произведений известных художников Алтая, которые были друзьями нашей семьи. В 2003 году эта мечта была осуществлена, и на сегодняшний день в Арт-галерее проведено более 80-ти выставок.
- Получается, конкурентов у вас не было?
- Получается, что да. Но я бы вообще здесь не говорил о конкуренции. Потому что моя задача как художника и бизнесмена продать картину, а значит сделать жизнь художников лучше. Поэтому это не конкуренция, и если появляется галерея, то это только помощь. И чем больше галерей, тем больше помощи будет оказано нашим художникам. Старое поколение художников сейчас уходит. Нужно, чтобы люди знали их, а молодые только начинают раскручиваться. Так что появление галерей - это только на пользу.
- А откуда брали средства на открытие галереи?
- Это были мои личные вложения, я брал кредиты. Тогда рост инфляции был большой, поэтому было легче погасить кредит. Помогли друзья, постепенно рассчитался.
- Насколько это прибыльно - держать галерею?
- Прибыль здесь не главное. Продавая только картины, много не заработаешь. Заработки, в основном, от продажи художественных материалов и багета. Когда я бывал за рубежом, то смотрел, как устроено производство багета, и тогда понял, что нам срочно нужно организовать такое производство в Барнауле. В 1995 мною была открыта первая багетная мастерская в городе, где я мог предложить десяток видов деревянного багета собственного производства. Но этого оказалось мало, поэтому было принято решение расширить ассортимент импортным багетом из-за рубежа. На сегодняшний день у нас насчитывается более 600 видов багета. Здесь же можно приобрести различные художественные материалы.
- С какими сложностями вы столкнулись сначала? Активно ли шли продажи?
- Я изначально не строил иллюзий. Знал, что, создав новое большое дело, его придется долгое время рекламировать и формировать определенную художественную среду. Нигде нет такого, чтобы картины расходились, как пирожки. Вот иногда хочешь снять картину, которая была в продаже долго, но в какой-то момент находится свой покупатель. Нужно терпение. Тем более, я всегда ориентируюсь на реалистическое изобразительное искусство, которое существовало, и будет существовать столетия.
- А как-то изменился спрос за последние годы?
- Нет, вкусы практически не меняются. Пейзажи всегда брали лучше, чем натюрморты. Наша природа уникальна, поэтому это всегда привлекает. Особенно любят горный пейзаж, меньше всего покупают и заказывают портреты. Но мне сейчас обидно, что молодежь стала меньше писать с натуры, а использует фотографию.
- Сегодня галерея Щетининых не единственная в Барнауле, как вы считаете, нужно ли городу такое количество галерей?
- Безусловно, у людей есть потребность в культуре. По опыту больших городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, могу сказать, что многие галереи помпезно открываются, но вскоре прекращают свою деятельность, так как у истоков данных предприятий стоят не профессионалы, а люди, которые наивно думают, что это легкий хлеб. В нашем городе, надеюсь, галерейное движение будет развиваться.