«Мне нужно срочно закрыть это дело»: "продолжение" поисков пропавшего без вести жителя Барнаула Артема Кирейчука
"Безнадежное" уголовное дело, возбужденное по факту безвестного исчезновения студента Барнаульского базового медицинского колледжа Артема Кирейчука, за последние дни должно было стать на энное количество страниц больше. Это признак продвижения?
Напомним, возбуждено дело было в декабре 2010 года Барнаульским городским следственным отделом следственного управления Следственного комитета (СУ СК) по Алтайскому краю по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство). Ближе к весне, когда впервые объявились две свидетельницы (дамы в годах), видевшие, что в день исчезновения - 23 октября - юношу задерживала милиция в Индустриальном районе, дело было закрыто. Следователь сделал запрос в РОВД по Индустриальному району, и здесь ему сообщили, что 23 октября Кирейчук не задерживался. Крестная мать Антонина Крафт, на которую выходила одна из свидетельниц, сочла, что они просто ошиблись.
Летом Антонине Васильевне снова позвонила свидетельница и поинтересовалась, нашелся ли ее мальчик. Во время второго "раунда" общения свидетельница уже назвала в одежде Артема детали, которые не были отражены в ориентировке, дабы убедить крестную в своей правоте: она видела именно Артема. В качестве дополнительных аргументов были прекрасная зрительная память, достаточно продолжительное время общения со стражами порядка — около 5 минут, наблюдение за самим юношей.
Уголовное дело снова возбудили. Вызвали для опознания лишь одну женщину, которая и выходила на контакт с семьей пропавшего без вести и была "попроще" (работает вахтером или уборщицей, тогда как вторая прежде занимала высокую должность в налоговой инспекции). Показали ей, как она говорит, три снимка, на которых не было Артема, и предложили написать в протоколе опознания, что среди парней "потеряшки" нет. После связь Антонины Крафт со свидетельницей была нарушена: ее телефон не отвечал, сама гражданка не перезванивала. Недавно дело передали от одного следователя к другому — к Дмитрию Рыльскому. Антонина Васильевна попросила его сказать ей, куда делись свидетели. Страж порядка, со слов собеседницы, ответил: о свидетелях он ничего не может сказать и в деле вообще нет протокола опознания.
Столь продолжительный пересказ прошлых событий потребовался, чтобы понять суть новых.
"Воскрешение" свидетельниц
На прошлой неделе, после публикации на сайте amic.ru материала ""Ревизия" списка пропавших без вести на Алтае: свидетели утверждают, что исчезнувшего Артема Кирейчука задерживала милиция" объявилась та самая исчезнувшая свидетельница.
"Когда мы раньше беседовали с ней, слышно было, что у нее с голосом проблемы. Она не звонила, потому что какую-то часть времени лежала в больнице. У нее хронический ларингит. Она потеряла голос. И вообще не отвечала ни на чьи звонки, потому что не в силах была просто разговаривать. А мама у нее порядок в доме наводила и удалила все телефоны. У нее бумажки с телефонами лежали в стопочке на столе, мама наводила порядок и "конфисковала" все это.
Когда она готова была позвонить, не нашла телефон. В общем, одно наложилось на другое.
Потом она на меня вышла, перебирая последние цифры номера телефона. Говорит, что помнит, что первые цифры 68, а дальше пробовала восстановить в памяти и набирала различные вариации.
Таким образом набрала и дозвонилась.
Ничем она меня не обрадовала, я ее ничем не обрадовала.
Вы знаете, у нее нет компьютера. Живут они скромно. Поэтому вышедшая статья роли не сыграла. Но они созваниваются со своей приятельницей. И приятельница сказала, что на прошлой неделе позвонил следователь Рыльский и пригласил ее на беседу в воскресенье (13 ноября) на 11 часов утра. Она хотела ему возразить. Мол, воскресенье, нужно отдыхать. "Нет", - сказал он. И фраза ключевая прозвучала: "Мне нужно срочно вас увидеть, потому что мне нужно срочно закрыть это дело".
Видимо, какую-то роль здесь сыграла эта статья. Прежде ее никто не собирался вызывать, никто с ней не намеревался разговаривать. Столько месяцев прошло и ей никто ни разу из следователей даже не звонил. И вот, видимо, после выхода статьи, в которой было сказано, что вторая свидетельница не была опрошена, ее сразу решили опросить", - оповестила ИА "Амител" Антонина Крафт.
"Кто вот эту чушь собирает?"
Поскольку в адрес следователя прозвучали слова, которые подвергают сомнению его порядочность, редакция агентства взяла комментарий у самого Дмитрия Рыльского.
ИА "Амител": Можно узнать у вас? Со слов Антонины Крафт, вы в воскресенье вызывали вторую свидетельницу по этому делу?
Д. Рыльский: Как об этом Антонина Крафт узнала? Это вообще тайна следствия, так-то.
ИА "Амител": На самом деле вы вызывали вторую свидетельницу?
Д. Рыльский: Я же говорю, тайна следствия.
ИА "Амител": Вы ничего не будете комментировать по этому поводу?
Д. Рыльский: Я не знаю, как комментировать. Я просто заходил на страничку (сайт ИА "Амител", - прим. ред.). Не знаю, вы писали или нет. Но такой контекст, такое... Слов нет, если честно. Органы следствия просто в таком свете выставляются, что даже не хочется, если честно, давать комментарии. Ваша страничка или нет?
ИА "Амител": Да-да. Этот материал я писала.
Д. Рыльский: Просто какие-то непроверенные факты.
ИА "Амител": А что непроверенного? Есть свидетели, которые утверждают, что видели Артема.
Д. Рыльский: Ну свидетели эти дали показания. И первая, и вторая.
ИА "Амител": Вторая вчера дала показания?
Д. Рыльский: Я эти даты не буду говорить. Вот с какой целью вы интересуетесь?
ИА "Амител": Мы делаем материал о том, что во-первых, свидетельница, которую прежде допрашивали, снова вышла на связь и сказала, что снова готова заявить, что видела именно Артема в тот день. Во-вторых, о том, что вы в воскресенье пригласили в отдел вторую свидетельницу, которую прежде не допрашивали, и сказали ей, что вам ее нужно срочно увидеть, потому что нужно срочно закрыть дело.
Д. Рыльский: Закрыть дело срочно нужно?
ИА "Амител": Да.
Д. Рыльский: Кто вот эту чушь собирает?
ИА "Амител": Эти слова передала Антонина Крафт.
Д. Рыльский: Они не соответствуют действительности. Вызвана она потому, что ранее не была вызвана, а не потому, что нужно что-то закрыть или открыть.
ИА "Амител": Еще в марте свидетельницы объявились. Потом снова в июне. И почему только в ноябре нужно было вызывать ее?
Д. Рыльский: Я не знаю. Я занимаюсь расследованием данного уголовного дела с октября. Почему не опросили в тот период времени следователи, мои предшественники? Я не могу за них говорить. А что касается Щербининой, которая была допрошена, она действительно настаивает на том, что видела Кирейчука, а не кого-то другого. И это все в материалах дела отражено и зафиксировано. Никто там ничего не собирался укрывать и кого-то там обрабатывать. Такая версия была, что одна из них высокопоставленный работник налоговой инспекции, поэтому ее не вызвали, а вызвали другую, потому что техничку проще обработать. Это вообще такая чушь несусветная.
ИА "Амител": А вы работали с правоохранителями, которые задерживали?
Д. Рыльский: Милиционеры, которые, предположительно, задерживали данного молодого человека, установлены. С ними общались. И они подтверждают, что на этой остановке они действительно задержали человека. Но не 23 октября, а 24 октября. Этот человек был другой. Он был действительно был доставлен в дежурную часть. И об этом есть документы, что из этого места 24 октября в дежурную часть был доставлен некий гражданин. Это было реально. Все проверено. И молодой человек был установлен, и подтвердил, что его задерживали в этом месте в состоянии сильного алкогольного опьянения. Понимаете? Нам сейчас предстоит разобраться, все-таки в какой день женщины это наблюдали? Потому что они тоже путаются в датах. Но я не могу с уверенностью сказать, что это было 23 октября, именно в день исчезновения Кирейчука. У меня такой уверенности нет и что они видели именно Кирейчука, потому что опознание — это настолько субъективная вещь. Тем более в ночное время, тем более прошло значительное количество времени. Понимаете?
ИА "Амител": Я понимаю. Но одна из свидетельниц указывает на детали в одежде, которые не были указаны в ориентировке: к примеру, на золотые полоски на рубашке. Разве это не подтверждение?
Д. Рыльский: Нет, это не подтверждение. Мне другое интересно. У нас объективные подтверждения документальные. Не только свидетельская база, которая, в принципе подтверждается документально, о том, что 23 октября в 15:20 на Новом мосту произошел несчастный случай с неизвестным молодым человеком, где тоже совпадает описание одежды и внешности.
ИА "Амител": Антонина Краф говорит, что, наоборот, не совпадает.
Д. Рыльский: А я говорю, что совпадает. Вот я лично общался с людьми. Я не знаю, о чем говорит Антонина Крафт. Это говорю я вам как следователь, как официальное лицо. Совпадает возраст, телосложение, рост, описание одежды. Люди наблюдали всю эту картину, не в очень, скажем так, удобных позициях, чтобы разглядеть золотинки, например, на рубашке. Но они увидели сумку, которая свисала у него за спиной, они увидели темную одежду, они увидели волос — русый. Они увидели, что это молодой человек.
Причем, видели три человека, которые абсолютно между собой не связаны. Их не могли найти, подговорить.
Видел водитель, проезжающий по мосту. Он немедленно остановился на КП ДПС, который находится на выезде из города на Новом мосту. На место падения проследовал экипаж ДПС, но, как говорится, было уже поздно.
Это видел проходящий по мосту пешком рыбак. Это видела женщина, которая отдыхала с мужем на берегу реки Обь. Три не связанных с друг другом человека видят одно и то же. Дают примерно одно и то же описание. Но поскольку парень упал быстро...
ИА "Амител": А как он упал? Сам прыгнул или что?
Д. Рыльский: Он перевалился через перила, скажем так. Эта ситуация была у них на глазах несколько секунд. Никто не разглядел цвет рубашки. Вы, допустим, видите проходящего мимо вас мельком человека. Вы запомните его силуэт всего лишь? Вы сможете сказать, что он был не в желтом канареечном свитере, а в одежде темных тонов? Вот это вам бросится в глаза. Логично вполне. Поэтому детальное описание одежды вплоть до пуговиц, цвета замочков молний, конечно, никто из людей не дал. Но они дали нам тип одежды. Куртка была, действительно, темных тонов. Действительно джинсы называют. Действительно называют сумку, с которой у нас пропал молодой человек. Я считаю, что это заслуживает внимания. И самое главное, что за весь истекший период других безвестно исчезнувших молодых парней по краю такого же примерно возраста, роста, телосложения, с таким же типом одежды не было. Если это не Артем, то спрашивается, кто у нас с моста упал?
ИА "Амител": Дмитрий Петрович, а вторая женщина пришла в воскресенье?
Д. Рыльский: Да.
ИА "Амител": И она настаивала на том, что видела Артема?
Д. Рыльский: Да. Похожего парня, скажем так. Она не помнит цвет его рубашки. Но опять же говорит, что темная одежда была и без головного убора.
ИА "Амител": Ее показания совпадают с тем, что говорила другая свидетельница.
Д. Рыльский: Да.
ИА "Амител": Уголовное дело закрывать не собираетесь?
Д. Рыльский: Оно расследуется пока, потому что мы не разобрались с датами, когда женщины его видели. И я не знаю... Вы написали бы как-то по другому. Но у вас в негативном свете выставлены правоохранительные органы. Такое впечатление, что мы занимаемся укрытием чего-то там или выгораживанием ППС-ников. ППС-ники нам даром не сдались. Мы занимаемся установлением объективных обстоятельств.
Конечно, интересней придумать историю о зверском убийстве парня милиционерами или кем-то еще. Но мы-то трезво смотрим на вещи, в отличие от Антонины Крафт.
Кстати, в ходе допроса свидетельницы №2, по ее словам, следователь сильно интересовался тем, кто такая свидетельница №1, как они познакомились. Выяснение этих вещей, кажется, заняло больше времени, чем описание событий вечера 23 октября.
Как ранее сообщало ИА "Амител", первоначально озвучивалась информация о том, что в последний раз студента третьего курса Барнаульского базового медицинского колледжа видели 23 октября 2010 года в 14:30 местного времени на остановке общественного транспорта. Правоохранителями сразу же была выдвинута версия о падении юноши с моста в Обь. Версия была отметена родными - не совпадало описание упавшего в реку.
1 марта 2011 года Антонине Крафт позвонила жительница Барнаула и сказала, что вечером 23 октября видела, как Артема задерживала милиция в Индустриальном районе города.
Был теплый вечер. Две дамы в годах, обе вдовы, прогуливались по ул. Энтузиастов. Одна провожала другую. Возле магазина "Мария-Ра" в районе автобусной остановки они увидели наряд милиции. Два человека в погонах жестоко обращались с парнем. Это и обратило на себя внимание женщин. Всех участников сцены можно было прекрасно разглядеть. Падал свет из окон домов, освещалась территория рядом с магазином, работали уличные фонари.
"Один из милиционеров особенно был суров. Женщины подошли и наблюдали за этой сценой. Один из них говорит: "Слушай, от него не пахнет". Другой: "Да, он не пьяный". А у парня были закрыты глаза и он ничего не произносил. Спрашивали: "Фамилия твоя как?". Он же не реагировал. И тогда одна из них сказала: "Вы почему так жестоко с ним обращаетесь? Вы видите, что ему нужна "скорая помощь". Ему плохо". Милиционер: "Сейчас мы его увезем в Индуску (райотдел), а там будет ясно, что ему надо". И все. Они волоком его затащили в машину и увезли. Женщина им еще вслед крикнула: "Мы вас запомнили"", - рассказала Антонина Васильевна.
Иллюстративное фото предоставлено семьей Крафт.