Откровения Константина Никольского в Барнауле
Уберите фотоаппараты!
Удивительно, но за более чем сорокалетнюю музыкально-гастрольную жизнь Константин Никольский до Барнаула доехал впервые, хотя ждали его здесь давно. Несколько раз выступления одного из ветеранов российского рок-н- ролла вроде бы намечались, но в последний момент что-то срывалось. И вот наконец дождались.
Константин Никольский известен публике как сольной карьерой, так и сотрудничеством с различными группами, самые известные из которых - "Цветы" и "Воскресенье". А два его хита, "Мой друг художник и поэт" и "Музыкант", думаю, известны всем, кто хоть немного интересуется музыкой. Конечно же, зал Театра музыкальной комедии был полон. Публика собралась солидная, что, в принципе, было ожидаемо. А вот то, что Никольский приехал без музыкантов, удивило. Все концертное время на сцене был только сам Константин Николаевич да его коллега Игорь Кожин с электрогитарой в руках. Как сообщил залу Никольский, уже давно он решил отказаться от барабанов и баса, теперь выступают дуэтом.
Удивил Никольский еще и тем, что, выйдя из-за кулис, сразу же спел одно из своих главных творений – "Мой друг художник и поэт". Обычно артисты начинают с чего- нибудь менее кассового, разогревая зал. Так что на этот раз опоздавшим приходилось только локти кусать.
Спев про друга-художника, Никольский поздоровался и предупредил, что в зале запрещена фотосъемка на любую аппаратуру. Свои снимки я успел сделать до этого, так что моя совесть перед музыкантом чиста. А вот других зрителей и слушателей он периодически гонял, заставляя убирать фотоаппараты.
Свое барнаульское выступление Никольский превратил в своеобразный творческий вечер. Он предложил залу писать ему записки с вопросами, на которые пообещал ответить в перерыве между отделениями концерта.
В первом он исполнял песни 80-х годов прошлого столетия. Периодически он устраивал экскурс в историю, вспоминая, как была создана та или иная композиция.
- Большинство своих песен я написал сам, и слова, и музыку. Но иногда находил совершенно удивительные стихи. Одно из таких – произведение французского поэта XVIII века в переводе Эренбурга. Оно меня очень потрясло, я написал к нему музыку. Так появилась песня "Голос", - рассказал залу Никольский.
Слушая песни и рассказы Никольского, постепенно я начинал понимать, почему этот уникальный исполнитель в результате остался один, выступает сольно. Константин Николаевич очень ревностно относится к своему творчеству, при этом, судя по всему, обладая достаточно непростым характерам. Во всяком случае, он очень жестко отозвался о том, что его музыку где-то не оценили и не услышали. Например, анонсируя песни своего альбома "Иллюзии", он сказал:
- Журналисты считают, что Никольский написал только "Музыканта", и на этом все. На самом деле есть и другие песни, альбомы, один из них – "Иллюзии". Знаете такой? Ну, кто знает, для тех песни будут знакомы, кто нет – откроет для себя что-то новое.
Не одобряет Никольский и то, что его песни пытаются петь другие. В одной из записок у него поинтересовались, как песня "Птицы белые мои" оказалась в альбоме певицы Натали.
- Продюсеры, взрослые дядьки, не спросив мнения автора, который еще жив и здоров, взяли эту песню. А спеть мои произведения не каждый сможет. Одного голоса мало. Видимо, в них есть что-то такое, моя личность, душа, без которых они звучать не будут. Но песни порой без спроса берут. Александр Маршал и Ирина Апексимова в телешоу исполняли "Музыканта". Я потом у Маршала спрашиваю: "Зачем?". Он ответил, что ему продюсеры разрешили. Но он же мог позвонить мне, спросить. Он же видел, что никто не поет мои песни. И не надо.
О завтраке и крушении надежд
На записки публики Никольский отвечал вдумчиво и честно. Хотя содержание записок было разным. Кто-то просил спеть те или иные песни, а кто-то задавал вопросы о смысле жизни. "Песня "Когда поймешь умом" - это ваша философия?", - спросил один из слушателей.
- Это не философия, это состояние. Песня была написана после того как состоялось первое крушение всех надежд. Потом были другие, но это было самое первое, когда группа Стаса Намина, с которой я поработал около года, распалась. Туда Намин меня пригласил как гитариста и автора. То, что мои песни будут выходить на пластинках, для меня значило много. А потом группа распалась, бац – и все. В том состоянии были написаны три песни: "Когда поймешь умом", "Ночная птица" и "Я сам из тех".
Кто-то просто спросил у Никольского: "Как жизнь?", а одна из поклонниц предложила музыканту по утрам варить кофе и готовить завтрак, на что Константин Николаевич ответил:
- Вареный кофе я не пью, остается только завтрак. Если вы хотите только этого, то я согласен.
А некоторые записки рассмешили и певца, и зал. Одна из слушательниц попросила спеть песню "Созвездие Пса", под которую родился ее сын.
- Это не моя песня, и я даже ее не знаю, - ответил певец. – Но все равно желаю вашему сыну благополучия.
Еще Константин рассказал, что из своего репертуара он больше всего любит "Ночную песню", уважает творчество Гарри Мурра ("У него мотивы простые, ресторанного качества, но так исполнены, что плакать хочется"), и сообщил, что хочет реставрировать самодельную гитару, на которой когда-то играл.
- Она была уникальной, сделана из линеек-рейсшин, гриф был одним целым с корпусом, не привинчивался, как у других гитар. Это давало бесконечно продолжительный звук. Гитару изобрел мой отец в 1966 году, он был ученым. Потом, в 1980-е годы, стали массово производить такие цельные гитары.
По словам Никольского, по запискам можно судить о публике.
- В различных городах публика разная. По вашим запискам я понял, что здесь она вдумчивая, понимающая и открытая. Мы летели на концерт в Новосибирск, но там был туман, поэтому самолет сел в Барнауле. Отсюда на машине нас увезли в Новосибирск, там мы выступили, потом вернулись в Барнаул. Устали, конечно, но ваш прием, ваша теплота сняли всю усталость. Спасибо вам за это!