Барнаульский автомобилист: «Шумахер тоже с картинга начинал»

Дня автомобилиста, который отмечают 30 октября, "Комсомолка " нашла человека, который к этому празднику имеет самое непосредственное отношение, - об эом пишет корреспондент Николай Копытов.

Барнаулец Борис Лыткин - успешный в прошлом автогонщик, не менее успешный механик, водитель-испытатель, одним словом – настоящий автомобилист.

Первое что бросается в глаза, когда входишь в довольно известный среди барнаульских автолюбителей гараж, – это чистота и порядок. Как будто попал в рекламный ролик автосервиса немецкого разлива. Над верстаком, где расположение предметов тоже подчиняется своим законам, висят инструменты, без которых немыслим труд автослесаря.

Конечно, можно было подумать, что в ожидании корреспондентов Борис специально навел порядок, но, пообщавшись с ним недолгое время, я был твердо убежден, что стремление к порядку – это скорее один из жизненных принципов.

- Да какой же это порядок? – усмехнувшись, говорит Борис. – Лучше пойдем ко мне в "офис".

За "выпотрошенным" автомобилем притаилась довольно крутая лестница, ведущая в подвальное помещение, которое своим видом напоминает скорее хорошо обжитый угол, чем офис в стереотипном понимании этого слова.

Каждый по-своему с ума сходит

Вместо учебников Борис, по собственному признанию, носил в школу гаечные ключи. На протяжении всего детства и ранней юности его не покидало навязчивое желание что-нибудь разобрать.

- Я всегда был увлечен автомобилями, сами знаете – каждый по-своему с ума сходит, - говорит Борис Лыткин. – В школе занимался картингом, кстати, Шумахер тоже с картинга начинал.

Еще до армии в его голове поселилась мысль – во что бы то ни стало быть водителем-испытателем на крупном автозаводе. Завод имени Горького Бориса Лыткина не прельщал. Поэтому было принято решение идти на "АвтоВАЗ".

- Сначала был механиком в команде, которая участвовала в кольцевых гонках, - продолжает наш собеседник. – Затем и сам за руль сел. Возраст, что называется, подпирал, надо было жениться… Да вот избранница моя в Тольятти ехать не захотела, хотя я к этому времени уже стал кандидатом в мастера спорта, и мне предлагали однокомнатную квартиру.

Но любовь тянула на родину, и после долгих раздумий Борис устремился обратно в Барнаул.

- Бросил все, приехал обратно, - рассказывает автомобилист. – Тут нашлась "Волга", и мы начали заниматься спортом.

К слову, черно-белое изображение этого уже практически раритетного авто до сих пор красуется  в "офисе" на книжной полке.

- Первый раз мы приехали в Нальчик на финал чемпионата России по ралли, - рассказывает Борис Лыткин. – И неожиданно для себя заняли четвертое место. Самое интересное, что так продолжалось три года. Все это время мы занимали одно и то же четвертое место. Где-то в 1989-м заняли уже второе место и получили путевку на чемпионат Советского Союза, где из всех республик взяли седьмое место.

"Бывало все, даже тормоза отказывали"

Редкий спорт обходится без опасных ситуаций, чего уж говорить про автомобиль.

- Случаев было много, - рассказывает Борис Лыткин. – Помню чемпионат Казахстана. Мы вышли на скоростной участок, ехали по полям. Какой-то камешек попал в тормозной цилиндр и, разумеется, повредил его. Подъезжаем к повороту и тут чувствуем, что педаль тормоза проваливается. Хорошо, что рожь росла в поле, благодаря ей и затормозили, а заодно и просеку сделали.

Бывали случаи и пострашнее.

- Второй раз тормоза отказали на чемпионате Узбекистана в Ташкенте, - продолжает собеседник. – Ночью на серпантинном спуске лопнул задний тормозной барабан. Но нам, можно сказать, повезло - целы и невредимы остались. Местным повезло меньше - они пробили блок и вылетели с горной трассы. А там довольно высоко – метров десять, наверное, лететь.

Несмотря на это Борис Лыткин абсолютно не суеверен. Это, к слову, весьма редкая черта среди спортсменов, особенно среди тех, чей род деятельности связан с высокими скоростями.

- Я в приметы не верю, просто нужно хорошо машину к старту готовить, тогда она точно не подведет, - резюмирует Борис.

Вместе с Советским Союзом не стало и автоспорта…

- Автоспорта как такого уже не существует в Алтайском крае, - уверен гонщик. – Когда начались глобальные перемены, пропал СССР - пропал и автоспорт в крае. Удовольствие это недешевое, если сказать точнее – спорт очень дорогой. Раньше был ДОСААФ, они помогали, а сейчас этот спорт совершенно не поддерживают.

Сегодня, по мнению Бориса Лыткина, все держится только на голом энтузиазме. Можно сказать, что автоспорт сегодня тлеет. Остались самые увлеченные любители, которых можно пересчитать по пальцам.

- Не ценят у нас автоспорт, а зря – дело-то хорошее, - считает Борис. – Я вообще за то, чтобы никакой спорт не ущемляли – ну если не хочет человек в футбол или хоккей, допустим, идти, а дух соревнования в нем есть – то, что прикажете делать?

Однако есть сегодня проблески и для автомобильного спорта. Например, Алтайская федерация автомобильного спорта готовится к ралли Пекин-Париж, которое стартует 15 мая 2013 года. Вся прелесть этих соревнований заключается в том, что они проводятся на ретро-автомобилях. Кстати, стартовый взнос от команды за участие - 37 тысяч фунтов стерлингов.

- Мне предложили поучаствовать в этой затее еще года полтора назад, признаться, я долго думал, но все же согласился, - говорит Борис. – К тому же это возможнось перед выходом на пенсию посмотреть Париж, да и сделать так, чтобы там, на Западе, про Алтайский край говорили.



Читайте полную версию на сайте