РСС: новый законопроект «Об образовании» ущемляет права студентов
Об образовании". Закон в прошлых редакциях уже неоднократно подвергался общественному обсуждению. Однако многие инициативы, предложенные общественными организациями, научным сообществом, экспертами, преподавателями и учащимися, были проигнорированы. Общественные слушания закона "Об образовании" оказались профанацией, - заявил председатель Общероссийской общественной организации "Российский студенческий союз" Артем Хромов.
Далее он говорит:
В проекте закона не определены принципы расхода консолидированного бюджета на образовательную политику, то есть сумма финансирования может постоянно снижаться. В настоящее время доля расходов российского бюджета на образование составляет около 4%. Мы предлагаем привязать размер бюджетного финансирования образовательной политики к валовому внутреннему продукту (ВВП).
Руководство Минобрнауки нарушило обещания перед студенческими организациями - институт студенческого самоуправления в новом проекте закона не получил надлежащего закрепления. В условиях отсутствия разработанной законодательной базы организации университетского самоуправления находятся в полной зависимости от администрации вуза. Необходимо наделить органы студенческого самоуправления реальными возможностями воздействия на организацию учебной жизни студентов и предоставить возможность решать вопросы утверждения правил внутреннего распорядка вуза, повышения платы за обучение, отчисления студентов, перевода учащихся с платного на бесплатное отделение, заселения и выселения студентов из общежития и т.д. Развитие органов студенческого самоуправления даст учащимся реальную возможность защищать свои права и законные интересы.
В новом законе "Об образовании" планируется, что размер стипендий, выплачиваемых за счет средств федерального бюджета, будет составлять не менее половины минимального размера оплаты труда (МРОТ). Однако принцип выплаты стипендии вызывает недоумение, так как меняется механизм материальной поддержки учащихся – "стипендии назначаются студентам в зависимости от успехов в учебе и научной (творческой, спортивной) деятельности". Таким образом, законодательная норма носит рамочный характер, учебное заведение самостоятельно будет распределять стипендию, критерии выплаты которой не прописаны.
В действующем законе "О высшем и послевузовском образовании" говорится, что "размер платы за проживание в общежитии не может превышать 5% размера стипендии". В новом законе право на льготное проживание имеют лишь студенты бюджетной формы обучения. Можно сделать вывод, что сегодня Минобрнауки пытается решить проблему нехватки общежитий, перекладывая финансовую ответственность на учащихся контрактной формы обучения.
В настоящий момент студенты имеют большие сложности с поиском своего первого места работы по полученной в вузе специальности. Никакие механизмы трудоустройства выпускников вузов в новом законе не предложены, а это значит, что выпускники и в дальнейшем будут испытывать сложности с приемом на работу.
Новоявленный проект закона "Об образовании" не предусматривает конкретные нормы образовательного кредитования. Между тем неоднократно обсуждалась необходимость предоставления всем нуждающимся возможность получения образовательного и социального кредитов, срок погашения которых должен составлять 5-7 лет после окончания вуза, а ставка кредитования должна быть установлена на уровне половины ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Проект министерства образования предлагает ликвидировать часть льгот при поступлении в высшие образовательные учреждения. Существующие льготы ликвидируются, в т.ч. для детей-сирот, и заменяются возможностью учиться на подготовительных отделениях. В пределах 10-процентной квоты льготы сохраняются только для детей-инвалидов, инвалидов I и II групп.
В сравнении с предыдущими версиями законодательных проектов "Об образовании" разработанный Минобрнауки новый законопроект структурирован и содержателен. Однако большая часть предложений студенчества не была учтена. Мы требуем провести публичные общественные обсуждения важнейшего законопроекта страны.
Читайте полную версию на сайте
Далее он говорит:
В проекте закона не определены принципы расхода консолидированного бюджета на образовательную политику, то есть сумма финансирования может постоянно снижаться. В настоящее время доля расходов российского бюджета на образование составляет около 4%. Мы предлагаем привязать размер бюджетного финансирования образовательной политики к валовому внутреннему продукту (ВВП).
Руководство Минобрнауки нарушило обещания перед студенческими организациями - институт студенческого самоуправления в новом проекте закона не получил надлежащего закрепления. В условиях отсутствия разработанной законодательной базы организации университетского самоуправления находятся в полной зависимости от администрации вуза. Необходимо наделить органы студенческого самоуправления реальными возможностями воздействия на организацию учебной жизни студентов и предоставить возможность решать вопросы утверждения правил внутреннего распорядка вуза, повышения платы за обучение, отчисления студентов, перевода учащихся с платного на бесплатное отделение, заселения и выселения студентов из общежития и т.д. Развитие органов студенческого самоуправления даст учащимся реальную возможность защищать свои права и законные интересы.
В новом законе "Об образовании" планируется, что размер стипендий, выплачиваемых за счет средств федерального бюджета, будет составлять не менее половины минимального размера оплаты труда (МРОТ). Однако принцип выплаты стипендии вызывает недоумение, так как меняется механизм материальной поддержки учащихся – "стипендии назначаются студентам в зависимости от успехов в учебе и научной (творческой, спортивной) деятельности". Таким образом, законодательная норма носит рамочный характер, учебное заведение самостоятельно будет распределять стипендию, критерии выплаты которой не прописаны.
В действующем законе "О высшем и послевузовском образовании" говорится, что "размер платы за проживание в общежитии не может превышать 5% размера стипендии". В новом законе право на льготное проживание имеют лишь студенты бюджетной формы обучения. Можно сделать вывод, что сегодня Минобрнауки пытается решить проблему нехватки общежитий, перекладывая финансовую ответственность на учащихся контрактной формы обучения.
В настоящий момент студенты имеют большие сложности с поиском своего первого места работы по полученной в вузе специальности. Никакие механизмы трудоустройства выпускников вузов в новом законе не предложены, а это значит, что выпускники и в дальнейшем будут испытывать сложности с приемом на работу.
Новоявленный проект закона "Об образовании" не предусматривает конкретные нормы образовательного кредитования. Между тем неоднократно обсуждалась необходимость предоставления всем нуждающимся возможность получения образовательного и социального кредитов, срок погашения которых должен составлять 5-7 лет после окончания вуза, а ставка кредитования должна быть установлена на уровне половины ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Проект министерства образования предлагает ликвидировать часть льгот при поступлении в высшие образовательные учреждения. Существующие льготы ликвидируются, в т.ч. для детей-сирот, и заменяются возможностью учиться на подготовительных отделениях. В пределах 10-процентной квоты льготы сохраняются только для детей-инвалидов, инвалидов I и II групп.
В сравнении с предыдущими версиями законодательных проектов "Об образовании" разработанный Минобрнауки новый законопроект структурирован и содержателен. Однако большая часть предложений студенчества не была учтена. Мы требуем провести публичные общественные обсуждения важнейшего законопроекта страны.