Милицейские начальники подвергали людей средневековым пыткам
Известно о пытках стало после того, как один из выживших, Зелимхан Читигов, проведя несколько месяцев в больницах и реабилитационных центрах, все-таки решился дать показания против своих мучителей. Но дело осложняется тем, что обвиняемые у себя на родине — весьма влиятельные люди, и любое выступление против них требует и у суда, и у потерпевших особой смелости. За процессом на месте событий следит корреспондент НТВ Роман Соболев.
В этом деле было 11 потерпевших, но почти все они уже отозвали свои иски — якобы у них нет претензий к подсудимым. Подсудимых двое — бывший начальник Карабулакского ГУВД Гулиев и его заместитель Нальгиев. Они хотя и лишились погон, но остались людьми весьма влиятельными.
Елена Буртина, общественная организация "Комитет „Гражданское содействие“": "Я даже была свидетелем этих угроз, когда угрожали нашему адвокату, когда мать подсудимого Анальгиева говорила в коридоре свидетелям, что им перережут горло. В общем, совершенно, так сказать, беззастенчиво они себя ведут".
У обвинения остался один свидетель, зато он готов идти до конца.
Зелимхан Читигов, пострадавший: "Я знаю, видел лицо Нальгиева и Леса, который меня пытал, который вставил мне в рот пистолет, говорил, я тебя сейчас убью, твоих троих детей и жену".
По словам Зелимхана, весной прошлого года вечером люди в масках ворвались в его дом, увезли в отделение и избивали несколько дней.
Зелимхан Читигов: "Хотели, чтобы я взял теракт на себя, который произошел в ГУВД. После этого, когда меня отправили в ГУВД, там уже начали говорить, что у меня дома нашли взрывное устройство, чтобы я взял на себя, сказал, что это мое. Или что
Зелимхан говорит: его повалили на пол и выгибали колесом — ноги к затылку, так, что лопнули позвонки. Вырывали ногти. Ночью вывозили в лес, якобы на расстрел. Возвращали в СИЗО и снова били.
Елена Буртина: "Пропускали через все тело электроды. В рот, значит, помещали, и к пальцам ног и рук. Обливали водой и пропускали ток".
Зелимхан Читигов: "Врачи говорят, что в левом полушарии мозга киста, полученная от удара. Перепонка левого уха лопнутая, не слышит. Зрение у меня раньше было плюс три, сейчас плюс восемь, ухудшилось после пыток. Спина. Со спиной проблемы, ноги болят".
Зелимхан твердил: "Я не боевик. Никогда не держал оружия. А врать не буду". Через сто дней следователи устали. Просили Читигова: "Возьми на себя хоть
В апреле был взрыв у здания ГУВД, погибли два бойца, среди них брат начальника Карабулакской милиции Руслан Нальгиев. Задержанный Читигов вроде бы подходил под описание в ориентировке. Силовики тогда хватали всех подозрительных.
Президент Ингушетии говорит: да, силовики перегнули палку. Но понять их можно: каждый день как на войне. А вот оправдать нельзя.
Больше года шла подготовка к этому процессу. Дело беспрецедентное. От него зависит многое. Подозреваемые уверены: они делали свою работу, в борьбе с терроризмом цель оправдывает средства. Но если страдают невиновные, они или их родственники захотят отомстить. Легкая добыча для вербовщиков боевиков. Замкнутый круг, - резюмирует НТВ.