Ученые обнаружили в Восточной Арктике поля метановых гейзеров
Совместная экспедиция российских и американских исследователей Арктики продолжалась 46 суток. В море Лаптевых "Лаврентьев" поставил собственный рекорд пребывания в северных широтах, достигнув 78-й параллели.
"Мы выдержали несколько штормов, но даже в этих условиях выполняли все задачи! Главное - наука довольна, экипаж отличный, с задачей справились блестяще", – рассказывает капитан судна Виктор Птушкин.
На борту "Академика Лаврентьева", нашпигованного суперсовременной аппаратурой, ученые наблюдали за поведением шельфа в морях Восточной Арктики. Считается, что здесь, под панцирем подводной мерзлоты, находятся крупнейшие запасы углеводородов. Но исследователей привлекает другое. Их обеспокоили колоссальные выбросы в атмосферу природного метана, при том, что его влияние на парниковый эффект в десятки раз превосходит роль углекислого газа.
"Выбросы метана из донных отложений морей Восточной Арктики как минимум соизмеримы с выбросами метана всего остального мирового океана, - говорит Игорь Семилетов, начальник российско-американской экспедиции, доктор географических наук. - При расконсервации одного-двух процентов предполагаемых запасов, современная концентрация атмосферного метана может увеличиться многократно, что может привести к труднопредсказуемым последствиям".
Экспедиция открыла новые поля мощных выбросов газа. Один из таких фонтанов достигает гигантских размеров – километр в поперечнике! Несмотря на внушительные размеры, увидеть выход газа из толщи воды невооруженным глазом не получится. Все это фиксирует специальная аппаратура под водой.
"Долгое время науке было известно, что подводная мерзлота, которая покрывает дно восточно-сибирского шельфа, является непроницаемой крышкой. Мы на сегодняшний день с определенностью можем сказать, что подводная мерзлота нестабильна. Она деградирует и создает условия для выброса метана в атмосферу", - объясняет Наталья Шахова, ведущий научный сотрудник Лаборатории арктических исследований Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН.
Ученые не склонны драматизировать ситуацию. Чтобы делать прогнозы об экологической катастрофе, данных еще недостаточно. Главная задача – найти возможность для продолжения исследований и новых экспедиций, которые стоят немалых денег.
Результаты исследований на борту "Академика Лаврентьева" в морях Восточной Арктики требуют тщательной обработки. Но уже сейчас можно говорить о том, что они способны в корне изменить прежние представления о причинах и будущих масштабах глобального потепления.