Вячеслав Бельдей: "Россия должна взять на себя ответственность за обустройство Евразии"
Интервью ИА REGNUM с директором Института федерализма, экс-заместителем директора Департамента по проблемам соотечественников и международного сотрудничества Министерства по делам национальностей Российской Федерации(1998-2002) Вячеславом Бельдеем.
ИА REGNUM: Каково сейчас состояние национальной политики в РФ?
В России национальной политики просто нет. Вся так называемая нацполитика сводится к вопросам миграции и переселения соотечественников. Миграционная служба осуществляет полицейские функции в области миграционной политики. Широко разрекламированная программа переселения соотечественников - провалилась. Раздаются лишь стенания о том, что количество русского населения уменьшается, а мигранты с юга заполонили Россию. В целом на сегодняшний день политика в национальном вопросе имеет ярко выраженный охранительный характер, основанный на принципе "лучше не знать, все равно не поймем, но на всякий случай поставить человека с ружьем, чтобы не дай бог чего не вышло". Отсутствие стратегии в этом вопросе приводит к этническим дисбалансам в отдельных регионах и связанными с этим проблемами у русского населения, и одновременно к бедственному положению мигрантов из Средней Азии, Восточной Европы и Дальнего Востока, которых не интегрируют в общероссийское культурное, образовательное и технологическое пространство.
Нет национальной политики - нет и институтов, которые за нее отвечают. В огромной многонациональной и многоконфессиональной стране, которая является стержнем Евразийского пространства, нет соответствующего ведомства, которое занимается национальной политикой. Тогда как, скажем, первые руководители Советского государства, понимая ее значение, создали Народный Комиссариат по делам национальностей уже в 1917 году. Сегодня ситуация в этой сфере в России не менее драматична. И вопрос о создании нового Министерства по делам национальностей с новыми задачами, конечно, стоит на повестке дня.
ИА REGNUM: Как вы оцениваете результаты деятельности Министерства по делам национальностей, существовавшего в 90-е годы?
Положительно оцениваю. Ведомство создавалось после распада Советского Союза, когда конфликты полыхали на нашем Кавказе и в Закавказье, в Средней Азии, Молдавии и за рубежом. Россия сохранилась во многом благодаря министрам В.Тишкову, В.Михайлову, Р.Абдулатипову, которым удалось добиться подписания в 1992 году спорного, но тактически важного Федеративного Договора, после которого стала возможной работа по размежеванию компетенций, разграничению предметов ведения и полномочий федеральных и региональных органов власти. Министерство работало в непростых условиях после призыва президента Бориса Ельцина "брать столько суверенитета, сколько проглотите". Миннацу не удалось избежать ошибок, но он смог снизить этнополитическую напряженность и сократить конфликтный потенциал. Были запущены важные направления в международном сотрудничестве, в частности, поддержка соотечественников за рубежом, межрегиональное и приграничное сотрудничество, особенно со странами ближнего зарубежья. Вместе с тем, ведомство не обладало достаточным финансовым, административным и политическим авторитетом. Сказывался и идеологический вакуум. Однако самое главное удалось - мы сумели уберечь от дальнейшего распада страну.
ИА REGNUM: В чем заключаются приоритетные задачи российской национальной политики в будущем?
В российской национальной политике невозможны раз и навсегда выявленные четкие установки и формулировки. Нужен постоянный мониторинг этнополитической обстановки, система мер регулирования национальной и миграционной политики, межведомственная координация усилий по регулированию этнокультурного баланса.
Задача российской национальной политики - развитие нашего государства. Необходимо, чтобы русский и все евразийские народы принимали в этом деятельное участие, а также была обеспечена справедливость в национальном вопросе. Несправедливо, когда русские чувствуют себя неуютно на своей земле, несправедливо, что люди из Средней Азии, Восточной Европы, с обоих склонов Кавказского хребта, приехавшие к нам работать унижаются и чувствуют себя униженными. Думаю, что любой человек должен себя чувствовать свободно и спокойно в Москве, но также спокойно и свободно должен ощущать себя русский в Грозном, Душанбе, Оше, Ташкенте, Ашхабаде, других городах.
Сейчас Россия пытается спрятаться за Кремлевской стеной. Жители столицы и остальной России совместно с гастарбайтерами двадцать лет занимаются покраской покосившегося фасада и укладкой тротуарной плитки, а на заднем дворе американцы уже обустроили комфортабельные окопы.
Русские должны выйти за пределы Садового Кольца, МКАД, Центрального федерального округа, туда, где сейчас антропогенная пустыня. Они должны вернуться в Сибирь, на Северный и Южный Урал, в Арктику. Туда, где сосредоточено будущее российской и мировой экономики. Перед Россией стоят серьезные задачи по развитию Южной Якутии, созданию новой инфраструктуры Севморпути и высокоширотных железных дорог, развитие сельского хозяйства в Сибири. Обустройство этих территорий требует совместного созидания всех народов РФ и Евразии.
То же самое нужно сделать и в Средней Азии, на Кавказе. В большинстве стран инфраструктурное, кадровое, организационное и образовательное, а также хозяйственное наследие СССР истощилось, а новых самостоятельных источников его создания практически нет и не предвидится. Нужно прекратить пресловутые бесплодные поиски национальной идеи. Россия должна выступить лидером по обустройству Евразийского пространства. Только тогда Россия обретет идеологию будущего, а русские снова обретут достоинство и смысл жизни.
ИА REGNUM: Есть ли экономические предпосылки для столь масштабных проектов?
Кризис, который разворачивается в мире, сильно ударит и по России. Этого не избежать. Время спекулятивной экономики заканчивается. Такие огромные геоэкономические пространства не могут существовать, исходя из мировой текущей конъюнктуры, цен на нефть и металл, соотношение курса валют и настроения спекулянтов. Обустройство стран Евразии, межнациональный мир, общие цели и задачи, направление капиталов и инвестиций на реализацию масштабных государственных проектов - вот наше будущее. Эти темы уже давно нужно серьезно обсуждать с Китаем, Казахстаном, Белоруссией и другими. Поэтому мы должны нарастить свое присутствие в странах бывшего СССР в сфере образование, науки, культуры, средств связи и массовой информации, в неправительственном секторе, наращивать приграничное и межрегиональное сотрудничество, межведомственную международную и внешнеэкономическую деятельность, а также все виды военной кооперации.
Россия вполне способна взять на себя ответственность за обустройство Евразии. А наша задача, задача тех, кто профессионально занимается вопросами национальной политики создать команду единомышленников, чтобы евразийская миссия Россия достойно претворялась в жизнь.