Таблица умножения добра
Когда во дворе у москвички Екатерины Кравцовой
поселился безногий бомж по имени Володя, она, не раздумывая, устроила
бедолагу в реабилитационный центр, на свои деньги купила ему
кресло-каталку, а взамен попросила лишь об одном — чтобы тот тоже сделал
три добрых дела.
Оторопевшему бомжу Катя сообщила: она, мол, старается жить по принципам Pay it Forward (то есть — "заплати за следующего"), что можно свести к простой формуле — добром за добро. И пояснила: впервые эти принципы были сформулированы в книге американки Кэтрин Райан Хайд, скоро в них поверит весь мир, вот очередь уже дошла до России...
Когда бомж Володя опомнился, он пообещал помочь бросить пить как минимум одному из своих знакомых. Выполнил он свое обещание или нет, Катя не знает, но все равно уверена: мир готов к переменам. К тому же главный герой иностранной книги считал так же...
Идея американского мальчика
Роман Кэтрин Райан Хайд был опубликован еще в 1999 году, но всемирную известность ему принесла экранизация уже в новом веке — голливудская мелодрама Pay it Forward (вышедшая в России под неверно переведенным названием "Заплати другому") выдавила не одну слезу у зрителей в самых разных странах и континентах.
Сюжет такой: продвинутый учитель обществоведения дает классу задание — придумать, как сделать мир лучше. Американские детки отрываются на этом задании по полной программе, кто-то даже предлагает попросить всех китайцев разом подпрыгнуть, чтобы сместить ось Земли. Но самое эффективное решение предлагает 12-летний Тревор: помоги трем незнакомым людям, говорит он, а взамен попроси, чтобы каждый из них тоже помог трем другим. Таким образом должна получиться пирамида добра: из одного доброго дела вырастут три, из трех — девять, из девяти — двадцать семь и так далее. В фильме Тревор пытается реализовать свою идею на практике, но трагически погибает. А вот идея выжила, больше того, зацепила многих, и не только в кино.
Представьте, что вы пришли в кафе, а когда стали расплачиваться, оказалось: ваш счет оплачен. Кем? Да просто одним из посетителей, который давно ушел. В США, где и зародилось движение "Заплати за следующего", подобные истории — обычное дело. Это и есть Pay it Forward: хорошие поступки, которые совершают просто так и едва ли не каждый день.
Конечно, есть и одноименный фонд, который, к примеру, выпускает браслеты, их рассылают людям по всему миру, чтобы напоминать о добрых делах. На сентябрь этого года более 900 тысяч таких браслетов получили жители 60 стран. Но это лишь внешняя сторона: истории о том, как одни обычные люди помогали другим, можно найти на специальном сайте в интернете. Причем оторваться от этого чтения невозможно.
Вот
некие Дорен Келлер и Хитер Возелла рассказывают, как стали свидетелями
пожара. На следующий день они позвонили в пожарное депо и узнали новый
адрес семьи погорельцев, а затем отправили им немного денег.
В приложенном письме Дорен и Хитер написали, что, возможно, члены этой
семьи смогут когда-нибудь "заплатить за следующего".
А вот Роб и Кэрол Уэлч из Иллинойса каждый год приезжают в парк развлечений, где в разнообразных играх и конкурсах можно выиграть плюшевых животных. Роб и Кэрол скупают этих игрушечных зверей и раздают детям бесплатно. Похоже поступает и некая Шэннон Галлахер: увидев, как мама объясняет дочке в магазине, почему не может купить ей новое пальто, она сама купила пальто этой девочке.
Пишут на сайт и те, кому, наоборот, помогли. К примеру, девушка по имени Клэр рассказывает, как однажды, гуляя в парке с собакой, познакомилась с молодым человеком. Они разговорились. Клэр рассказала о своей мечте — заниматься фотографией. Правда, у девушки не было денег на хорошую камеру и она собиралась отказаться от поступления в фотошколу... Вернувшись к машине, новый знакомый вытащил дорогой фотоаппарат и тут же подарил Клэр. Взамен он лишь взял с нее слово "заплатить за следующего" и уехал. "Я сделаю все, чтобы сдержать свое обещание",— уверяет Клэр.
Такие карточки передают друг другу самые обыкновенные люди. Все, что нужно: это передать карточку другому, сделав ему что-нибудь хорошее
Таких историй на сайте — не сосчитать. Автор книги Кэтрин Райан Хайд утверждает в своем письме, выложенном в Сети, что это, мол, лучший ответ любым циникам. Конечно, можно было бы сослаться на высокую сознательность людей на Западе (как известно, в семейном бюджете многих американских и европейских семей заложены траты на благотворительность), но принципы Pay it Forward, оказываются, живут и побеждают не только там. Недавно это движение появилось у нас, в России.
Хорошего понемножку
Молодая писательница Екатерина Кравцова, автор модных книг о Москве, узнала о Pay it Forward от своей знакомой из Санкт-Петербурга. Она посмотрела фильм и бросилась создавать соответствующую группу в социальной сети "В контакте". Пока в ее группе всего лишь 35 человек, но Катя объясняет это просто: многие не понимают, зачем выставлять свои добрые дела напоказ. Девушка, напротив, уверена, что это необходимо. "Сегодня людям надо говорить о том, что они должны делать добро,— уверена Катя.— Такое время".
Впрочем, у Кати есть и личный мотив: ее брат был наркоманом и без помощи близких и друзей она бы не справилась. Теперь же, считает девушка, она должна помогать другим, пусть даже незнакомым людям. Группа в сети "В контакте" — неплохое начало, тем более что в последнее время подобные группы появляются одна за другой, а у самой популярной — уже 1119 участников. Есть такие группы и в другой социальной сети — Facebook. Движение Pay it Forward развивается и во многих городах: Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, есть последователи и в соседней Украине.
Дмитрий Дегтярев, руководитель департамента маркетинга и продаж в питерской девелоперской компании, услышал о фильме от коллеги, решил посмотреть.
— У моего друга была своя фотостудия, и мы устроили у него маленький кинотеатр, на просмотр пригласили знакомых, собралось 20 человек. В конце фильма все 20 дружно рыдали,— вспоминает он.
После этого Дмитрий тоже решил создать группу в социальной сети, где бы встречались те, кто разделяет идеи мальчика Тревора. Сегодня в группе уже свыше 500 человек. Есть и первые истории о взаимопомощи. Один из участников рассказывает, как подвез случайного попутчика, а вместо платы предложил ему сделать три добрых дела, другой вспоминает о принципе "заплати другому", когда у него просят деньги на проезд...
Впрочем, сообщество Дмитрия Дегтярева сталкивается с теми же проблемами, что и сообщество Кати Кравцовой из Москвы: многие не хотят афишировать то, что делают, а другие быстро увлекаются, но так же быстро бросают.
— Основная проблема в том, что, посмотрев фильм и сделав какое-то доброе дело, мы быстро забываем об этом,— размышляет Дмитрий.— Отвлекают то дела, то работа. Как ни странно, но чтобы делать добро, нужно себя заставлять.
Поэтому Дмитрий помимо собственно добрых дел старается пропагандировать и саму идею: к примеру, предлагает диск с фильмом всем желающим. Делать это приходится достаточно часто, ведь большинство в России до сих пор не верит, что незнакомый человек может что-то сделать для них просто так, бесплатно.
— Что у нас с людьми? — удивляется в интернете один из создателей движения Pay it Forward в Уфе, сотрудник силовых структур Эдуард Рахматуллин.— С утра по дороге на работу подъезжаю на остановку, говорю: "Люди, кому в центр или близко там, садитесь, бесплатно подвезу!" Народу человек 20, минуту уговаривал, так никто и не сел, женщина одна отвечает: "Кто сейчас бесплатно возит-то? Никто". Поехал на следующую остановку — то же самое!
Недоверие — вот сегодня основная беда движения в России, считают последователи Pay it Forward. И все же, по словам Эдуарда, есть и хорошие новости: вдохновленный фильмом, он долго рассказывал об идее "заплати за следующего" друзьям, а потом узнал, что многие из них сами стали действовать по этому принципу. К примеру, знакомый владелец автосервиса иногда предлагает клиентам вместо платы за его услуги помочь кому-то еще. Сам же Эдуард недавно нашел портмоне с документами, отыскал хозяина, а на вопрос, сколько тот ему должен, посоветовал мужчине тоже сделать что-нибудь хорошее. Впрочем, сегодня Эдуард вместе со своими единомышленниками считают, что Уфа созрела для большего: они пытаются собрать деньги на операцию для больного ребенка или организуют показы фильма Pay it Forward для школьников с расчетом на то, что добро вдохновит и других.
Добро на базе маркетинга
Профессионалы от благотворительности пока присматриваются к движению, которое с трудом поддается привычной классификации: для волонтерского движения Pay it Forward, по крайней мере в России, слишком разрозненно, для групп по интересам, наоборот, чересчур однородно. Да и вряд ли его можно сравнить, например, с любителями оздоровительного бега или русского фольклора — добро ведь, в отличие от того же фольклора, понятие абстрактное.
— Я за любые формы самоорганизации, которые позволяют помогать людям, в том числе и такие. Хотя, конечно, это лишь начальный, достаточно примитивный уровень благотворительной деятельности,— считает президент Союза благотворительных организаций России Петр Ищенко.— В конце концов, многие заметные персоны в современной благотворительности начинали с акций такого рода.
Еще красноречивее говорят цифры: если в США годовой оборот благотворительного сектора — 250-300 млрд долларов, то у нас — 1,5-2 млрд, иными словами, людей, которые могут помочь другим, просто не хватает. Отсюда необходимость в самоорганизации и взаимопомощи. Когда же рынок насытится, считает Петр Ищенко, подобные группы займут свою, строго определенную нишу.
С ним согласен и заведующий отделом клинической психологии Научного центра психического здоровья Сергей Ениколопов: развитие такого движения, как Pay it Forward, в нашей стране — примета времени.
— Когда в обществе случается сбой и возникает ощущение, что человеческих норм не существует, люди сами восполняют их недостаток,— объясняет эксперт.— С нашим обществом такой сбой произошел в 1990-е, и поверьте, мы до сих пор не оправились. Принципы добра и взаимопомощи в современных, жестких условиях до сих пор непопулярны, но появление движений вроде Pay it Forward — хороший признак. Люди постепенно приходят в себя, их жизнь налаживается, и не только в экономическом, а прежде всего в морально-этическом плане.
При этом маркетинговый ход, заложенный в основание пирамиды добра, Сергея Ениколопова не смущает. Больше того, он считает его вполне эффективным решением и напоминает, что письма счастья тоже вполне доказали свою действенность.
— Чтобы донести до современного человека гуманистические идеи, действительно требуются изощренные технологии. На что-то другое он может просто не обратить внимания,— отмечает Ениколопов.— Главное, чтобы их и вправду использовали во благо.
Ну а кое-кто из последователей Pay it Forward вообще считает, что вся наша жизнь построена на сетевом маркетинге. В качестве примера они приводят Христа и 12 апостолов: мол, те тоже объясняли людям, что есть что и как надо поступать, и в конечном счете создали свою "пирамиду добра". До Христа и апостолов движению "Заплати за следующего", конечно, еще далеко, но насчет того, что добро и маркетинг вполне совместимы, там особо не сомневаются. Тем, у кого все же возникают сомнения, предлагают посмотреть одноименный фильм: "Он отвечает на все вопросы".
Источни, Кирилл Журенков