За жестокое обращение с ребенком жительницу Барнаула могут лишить родительских прав

Вечернего Барнаула " Алиса Тростникова.

11 сентября около десяти часов вечера студентки Барнаульского медицинского колледжа Кристи­на Чукина и Алёна Зыкова стали свидетелями страшной картины: прямо на улице, на проезжей ча­сти, женщина избивала ребенка.

У каждого нормального человека эта картина вызвала бы одну реакцию – помочь беззащитному малышу… Но лишь две де­вушки-первокурсницы обратили внимание на этот инцидент.

- Мальчик был совсем без одежды, тогда как все в это время находились в куртках. Когда мы поспешили к нему на помощь, они уже зашли во двор своего дома, женщина била ребенка по голове, пинала, - вос­станавливают хронику событий девушки. – Мы подошли, попросили не издеваться над мальчиком, она накричала на нас, по­том стала просить, чтобы мы не отнимали у нее сына. Но мы забрали его, занесли в дом, укутали в одеяло и увидели, что малыш весь в синяках.

- Женщина была в сильном алкогольном опьянении, постоянно падала и ребенка, конечно же, не могла удержать на руках, – продолжает Кристина. – Мальчик плакал, даже не знаю от страха, боли или от того, что сильно замерз. Мы испугались за его судьбу и позвонили в полицию.

По вызову девушек сразу же выехала патрульно-постовая служба, сотрудники которой доставили женщину с испуганным ребенком в дежурную часть.

- В части для Артёма сразу же вызвали "ско­рую помощь", – рассказывает инспектор по делам несовершеннолетних отдела полиции № 3 МВД России по Барнаулу Марина Дету­шева. Медики диагностировали царапины, гематомы, не причиняющие вреда здоровью. Ребенка из части отвезли в горбольницу № 1, а оттуда в инфекционное отделение крае­вой детской больницы. Но его мама Любовь Мотылькова (фамилия изменена) искренне раскаивалась, принесла положительные ха­рактеристики с места работы, и ребенка ей вернули. Помог ей и тот факт, что она ранее не была замечена в злоупотреблении спирт­ными напитками и жестоком обращении с ребенком.

Домик в саду

Но факт избиения был, свидетели от своих слов не отказываются, поэтому на женщину заведено уголовное дело по статье "жестокое обращение с детьми". Теперь эта семья на контроле у правоохранительных органов, социальных служб и органов опеки.

Прошло две недели, как мама Артёма встала на путь исправления, и корреспондент "ВБ" побывал в этой семье вместе с инспек­тором Марией Детушевой, чтобы узнать, как поживает Артёмка. А живет он вместе с мамой и бабушкой в маленьком доме одного из барнаульских садоводств. Семья переехала в Барнаул этой весной в поисках заработка, в качестве жилища им предложили этот до­мик, а взамен Любовь должна была следить за порядком в садоводстве. Главным усло­вием работодателя было отсутствие всякого алкоголя. И до сего момента в этом деле она была не замечена, во всяком случае жалоб от дачных соседей в органы опеки о неподоба­ющем поведении мамы и плохом обращении с ребенком не поступало.

Что произошло вечером 11 сентября: у женщины случился нервный срыв, умопо­мешательство или просто впервые нашлись неравнодушные свидетели? Любовь же все отрицает, с виновато опущенными глазами го­ворит, что ее беспощадно оклеветали и доказать обратное она не может, потому как с ее стороны не было свидетелей. А сама тем временем при­жимает улыбающегося Артёмку к себе.

- Вы употребляете спиртные напитки?

- Очень редко, почти не пью. Я… Но в тот день было, даже не знаю, как так про­изошло… Но Тёму никому не отдам, – тихо шепчет женщина, а потом показывает, как живет ее малыш. – Спит пока со мной, на днях должны кроватку привезти. А это его игрушки, некоторые сломаны, но у мальчи­ков всегда так.

Артём с хозяйским видом выуживает из груды игрушек машинку и погремушку и предлагает их гостям. В доме порядок, пахнет пирогами – сразу видно, Любовь к приходу гостей готовилась. Она показывает инспек­тору продукты в холодильнике, рассказывает, чем кормила сына этим утром, а Артём в это время счастливо улыбается – понимает: о нем идет речь. На вопрос, что будет делать, чтобы не лишиться сына, женщина отвечает:

- Буду стараться, чтобы у него все было. Чтобы он был счастлив…

Чтобы у Артёма все было, женщина полу­чает небольшую плату за охрану садоводства и подрабатывает в ЖЭУ дворником. В это время с мальчиком сидит его бабушка. Муж Любови отбывает срок, по словам женщины, за то, что избил ее и ребенка. И теперь вот она сама в похожем положении. На вопрос, считает ли она себя хорошей матерью, ответила честно:

- Можно быть и получше, наверное…

- А чего вам не хватает, чтобы быть хоро­шей мамой?

- Времени, я не имею возможности уделять сыну столько внимания, сколько ему требу­ется, потому что много работаю…

Да, впрочем, и большинство женщин не назовут себя идеальными мамами для своих детей, жизнь нас ставит в определенные рамки. И Любовь в эти рамки жизнь ставит уже не в первый раз. Пять лет назад она уже лишилась своего ребенка, теперь он живет в приемной семье. Женщина сама устроила малыша в приют, поскольку им негде было жить, но с намерением в скором будущем забрать его. Но время шло, и Любовь суд лишил права на­зываться матерью этого ребенка. Возможно, памятуя о прежней ошибке, она действительно будет стараться быть хорошей мамой для Ар­тёма. Во всяком случае теперь она это будет делать под оком надзорных органов.

Второй шанс

- Каждый случай индивидуален, в моей практике женщины действительно ис­правлялись и на протяжении всего периода ведения семьи, и после подобные ситуации не повторялись, - не рискнула делать про­гнозы Марина Детушева. – Бывало так, что женщины не пользовались предоставленным им шансом и продолжали вести аморальный образ жизни.

А нужно ли давать второй шанс в случаях рукоприкладства по отношению к ребенку, да еще и матерью, находящейся под действием алкоголя? За этим вопросом мы обратились к специалисту в области семейных отношений.

- Как показывает практика, женщина, единожды отказавшаяся от ребенка, не­обязательно будет вести себя негативно по отношению ко второму ребенку, - считает заведующая отделом ранней помощи семье Краевого кризисного центра для женщин Наталья Вишнякова - Но нет стопроцент­ной гарантии, что в дальнейшем в такой семье не будет алкоголя, жестокого обраще­ния или пренебрежения нуждами ребенка. Лично мое мнение: женщине стоит все-таки дать шанс, если это единственный такой случай и органы опеки будут четко следить за семьей. Сейчас вообще у органов опеки поменялись взгляды, если раньше они жестко ставили вопрос об ограничении либо о лишении родительских прав, то теперь можно увидеть понимание и индивидуаль­ный подход к каждой женщине. Они дают мамам второй шанс, направляют к нам, если есть необходимость. Мы оказываем психологическую, юридическую помощь, помогаем вплоть до заселения в отделение временного пребывания, где можно прой­ти реабилитацию и получить поддержку в дальнейшем жизнеустройстве. У нас есть масса примеров, когда после всех этапов реабилитации женщины меняли свое от­ношение к ребенку, да и к жизни вообще.

Вместо эпилога

Но у этой истории есть еще одна сторона – человеческое равнодушие. Советчиков вокруг всегда полно, редкий прохожий не остановит­ся для напутствия молодой маме, как надо ребенка воспитывать, а когда дело доходит до реальной помощи – желающих мало.

- В тот момент на улице было достаточно многолюдно, только один человек ей сказал, чтобы она подняла ребенка, остальные делали вид, что ничего не замечают, - рассказывает Кристина Чукина. – А после того как мы вернулись от этой семьи, над нами еще и посмеивались: мол, навели порядок.

История эта, обретя огласку, получила неприятное продолжение – женщину с ребенком и бабушкой из садового домика выселяют. А значит, теперь, помимо работы над собой, над методами воспитания по от­ношению к сыну, женщине придется искать новое жилище, а возможно, и новую работу, позволяющую совмещать ее с заботой о ре­бенке. Но главное, в связи с переездом семьи велика вероятность, что они выпадут из-под контроля надзорных органов.

Справка "ВБ"

На 2010 год выявлены 430 детей, оставшихся без попечения родителей (2009 год – 408 человек). Из них на воспитание в семьи граждан переданы 245 детей, оставшихся без по­печения родителей, 65 детей возвращены в кровные семьи. Всего в замещающих семьях проживают 1705 несовершеннолетних (2010 год – 1656 детей), из них под опекой (попе­чительством) – 1501 человек, в приемных семьях – 38, в семьях усыновителей – 166. Наи­большее число подопечных в Индустриальном районе – 366 человек, в Центральном – 355, в Ленинском районе – 335, наименьшее – в Железнодорожном, Октябрьском районах: 228 и 217 человек соответственно. Активно формируется институт приемных родителей. На 20.01.2011 в городе созданы 24 таких семьи, в них воспитываются 38 детей, оставшихся без попечения родителей. В Центральном районе – 11 семей, в Индустриальном – 6, в Железнодорожном – 2, в Октябрьском – 2, в Ленинском – 3. На начало 2010 года было 18 семей (32 ребенка), на начало 2009-го – 11 семей (24 ребенка).

Если вы стали свидетелем жестокого обращения с детьми или пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей, следует проинформировать об этом специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органа опеки и попечительства, Терри­ториального центра социальной помощи семье и детям.

Органы опеки и попечительства районов города

Комитет по образованию администрации города – ул. Союза Республик, 36а, тел. 66-75-48;

Железнодорожный район – пр. Красноармейский, 104, тел.: 62-56-04, 62-56-29;

Индустриальный район – ул. 42-й Краснознаменной бригады, 8, тел.: 44-17-67, 44-17-62;

Ленинский район – ул. Георгия Исакова, 230, тел. 54-74-21;

Октябрьский район – пр. Калинина, 8а, тел. 61- 01- 42;

Центральный район – пр. Комсомольский, 35, тел. 24-89-18.

Читайте полную версию на сайте