Российские регионы вязнут в долгах: Алтайский край может похвастаться

Российская газета ".

В пятерке лидеров - в Мурманской, Тюменской областях, в Ставропольском крае, Ульяновской области и Адыгее - увеличение долга просто фантастическое. От 37 до 927 раз! Самый большой прирост - в Мурманской области. Вторую строчку занимает Тюменская область, нарастившая госзаймы в 75 раз. А замыкает тройку Ставропольский край, госдолг которого увеличился в 68 раз.

Таковы расчеты, которые провела аналитическая служба компании "ФинЭкспертиза" и представила на этой неделе в докладе "Российские регионы готовы к кризису в два раза хуже". Кстати, только семь регионов могут похвастаться снижением долгового бремени: Курская, Московская области, Камчатский край, Чукотский автономный округ, Магаданская область, Алтайский край и Иркутская область.

Мировой экономический кризис в 2008-209 годах хорошо потрепал финансовую систему многих стран. Спад экономической активности ударил и по российскому бюджету. Доходов оказалось на 42 процента меньше, чем планировалось ранее. А расходы, наоборот, увеличились - надо было поддерживать население и выполнять антикризисную программу для экономики.

Понятно, что и поступления в региональные бюджеты упали - в среднем на 14 процентов. Так что неудивительно, что росла долговая нагрузка регионов. За три года она увеличилась в 75 субъектах Федерации.

В результате, ко второй волне кризиса, которую уже не исключает и вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, наши регионы сейчас готовы гораздо хуже. Сегодня их долги уже перевалили за триллион рублей.

По словам экспертов, большую часть долга регионы накопили, покрывая дефициты своих бюджетов заимствованиями. Так что они столкнутся с большими проблемами в их обслуживании, особенно в кризис.

Сложившуюся ситуацию "РГ" обсудила со своими экспертами.


РГ: Как вы оцениваете долговое состояние регионов, оно критическое?

Игорь Николаев, директор Департамента стратегического анализа компании ФБК: Пока нет. Но если тенденция сохранится, дело может дойти до критической черты. А тенденция, по всей видимости, сохранится. Социальные обязательства государства растут. А вот экономика, не факт, что будет расти таким же темпами. И в ближайшие месяцы ситуация, на мой взгляд, будет ухудшаться. Хотя я думаю, что это захватит и весь 2012 год. Так что перспектива не очень хорошая.

РГ: Какие санкции могут принять к региону, если он чересчур увлечется долгами?

Николаев: Особых санкций нет. Но единственное, что можно сделать, это оградить долговой регион от федерального бюджета, то есть избавить его от бюджетных субсидий. Для самих регионов выход достаточно непростой. В решении властей, причем как федеральных, так и региональных, должно быть меньше популизма, чтобы не усугублять проблему. И работать с экономикой. Если она будет расти, то расплачиваться по долгам станет легче.

РГ: В чем все-таки причина роста долга в регионах-лидерах, особенно в Мурманской, Тюменской областях, в Ставропольском крае и Ульяновской области. Только ли, как в Мурманской области, это эффект "низкого старта"?

Агван Микаелян, генеральный директор компании "ФинЭкспертиза": Действительно, рост долга в этих регионах был исключительно за счет эффекта низкой базы. Кроме них в 2008 году было еще всего лишь три региона (Сахалинская область, Республика Тыва, Еврейская автономная область), где объем долга не превышал 100 миллионов рублей. Но там долг и не вырос так сильно.

РГ: В Мурманской области в 2008 году практически не было долга. Взят он в основном для покрытия дефицита бюджета. В этой ситуации только кризис виноват? Без него все было бы нормально?

Микаелян: Если говорить о Мурманской области, то здесь львиная доля долга - это займы из бюджетов других уровней, действительно, привлеченные на покрытие бюджетного дефицита. Откуда взялся этот дефицит? На мой взгляд, это результат завышенных социальных обязательств, плюс неэффективное управление и коррупция. Кризис в сложившейся ситуации, по сути, не виноват. Уровень долга планомерно рос, начиная с 2009 года. И с каждым годом чуть ли ни в геометрической прогрессии. Основной рост приходится не на кризисный 2009 год, а на 2010-2011 годы.

РГ: По вашим расчетам, в 60 регионах долговая нагрузка возросла более чем в 1,5 раза. Из них в 15 регионах - более чем в 10 раз. Кому должны регионы, только федеральному бюджету?

Микаелян: Структура долга в большинстве регионов примерно одинакова. Долги, в основном, выражаются в государственных ценных бумагах, выпускаемых субъектами Федерации, в бюджетных кредитах и в госгарантиях. Небольшая часть - займы, полученные от иностранных банков и международных организаций. Крупные займы у иностранных кредитных организаций можно отметить только в Москве и Московской области.

РГ: Насколько реально погасить эти долги? Если завтра действительно нагрянет новая волна кризиса, как будет развиваться ситуация?

Микаелян: Сам по себе уровень долга, не превышающий 10 процентов валового регионального продукта (ВРП), не критичен. И погасить его вполне реально. Но, естественно, это нельзя сделать в одночасье, поскольку такие долги в большинстве случаев имеют долгосрочный характер. Если же мы столкнемся со второй волной кризиса, то, конечно же, вся тяжесть обслуживания долга ляжет на регионы. И, вероятно, не все с этим справятся.

Меня, признаться, настораживает общая тенденция - долговая нагрузка практически везде никак не связана с программами развития региона. Эффект низкого старта в ряде регионов, за счет которого мы увидели такой резкий рост долговой нагрузки, тоже вызывает много вопросов. Получается, что эти регионы ранее не использовали механизмов заимствований. А их можно и нужно использовать, но эффективно, развивая регион, инвестируя в производство, в инфраструктурные проекты. То, что мы видим сейчас, ведет к тупиковой ситуации. Безусловно, это не означает, что угроза дефолта замаячит на горизонте завтра или послезавтра. Но нужно понимать, что если ничего не менять, то рано или поздно мы с этим столкнемся.

Долг региона в расчете на одного человека и к ВРП

Красным цветом выделены регионы, долговая нагрузка в которых в расчёте на одного жителя превышает 20 тысяч рублей.

Оранжевым цветом выделены регионы, долговая нагрузка в которых в расчёте на одного жителя превышает 10 тысяч рублей.

Зеленым цветом выделены регионы, долговая нагрузка в которых в расчёте на одного жителя не превышает тысячу рублей.
Читайте полную версию на сайте