Украинские военные признаны непричастными к авиакатастрофе с Ту-154 над Черным морем, произошедшей в 2001 г.

Накануне, 6 сентября, Хозяйственный суд Киева отказался удовлетворить иск российской авиакомпании "Сибирь" (торговая марка S7) по делу о катастрофе российского пассажирского лайнера Ту-154, который, по версии Межгосударственного авиационного комитета (МАК), 4 октября 2001 года был сбит украинской зенитной ракетой во время учений, проходивших в Крыму.

Такой вердикт для многих не стал неожиданностью, - пишет газета ВЗГЛЯД. Еще 17 января адвокаты минобороны Украины представили суду выводы Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз, которые, по сути, отрицали причину трагедии, которую назвал МАК.

Тогда же, в январе, в интервью газете ВЗГЛЯД представители КНИИСЭ заявили, что на самом деле эксперты вообще не смогли установить, была ли это ракета или же какое-то другое взрывное устройство. Дело в том, что спустя семь лет на основе всего двух обломков самолета, которые предоставили специалистам, точного вывода они сделать не смогли.

Экспертиза длилась с 2008-го по 2010 год. В комиссию вошли шесть специалистов КНИИСЭ и трое сотрудников Харьковского института воздушных сил имени Кожедуба. Они изучили условия, при которых, согласно выводам МАК, самолет Ту-154 мог быть поражен ракетой, и пришли к выводу: "Уничтожение самолета при таких условиях является практически невозможным".

В официальных выводах КНИИСЭ, опубликованных в начале года в украинской прессе, также указывалось, что радиолокационная станция, которая во время учений обеспечивала стрельбу С-200В, "обнаружила и сопровождала только мишень "Рейс", а значит, по своим техническим возможностям не могла отслеживать самолеты Ту-154 и Ан-24, двигавшиеся по другим азимутам и с различными скоростями. В отчете утверждается, что мишень "Рейс" за три минуты до катастрофы Ту-154 была уничтожена огнем другого зенитно-ракетного комплекса – С-300 ПС, расположенного в 11 км от С-200В. В 9.42 по UTC (в 12.42 по киевскому времени) было прекращено излучение и радиолокационной аппаратуры С-200В, что также исключает возможность попадания в самолет украинской зенитной ракеты.

Помимо этого, специалисты КНИИСЭ утверждали, что Ту-154 шел по трассе "своевременно не заявленной", поэтому "не прошел предупреждения по всем пунктам наблюдения радиотехнических войск Российской Федерации и вооруженных сил Украины". К такому выводу экспертов подтолкнул тот факт, что лайнер не излучал сигнал "Я свой", хотя располагал аппаратурой определения государственной принадлежности и должен был включить ее в 400 км от границ СНГ. Примечательно, что мишень "Рейс" подобной аппаратуры не имела.

Отвечая же в ходе судебных слушаний на вопросы представителя истца, эксперты не исключили, что источник поражения самолета мог находиться как снаружи, так и внутри лайнера, в частности, представлять собой взрывное устройство, помещенное "между потолком внутренней части самолета" и его внешней оболочкой.

Во вторник, по прошествии восьми месяцев, суд окончательно объявил, что не нашел вины украинских военных в трагедии почти 10-летней давности над Черным морем.

"Мы выиграли это дело. Суд объявил резолютивную часть – в иске отказано полностью", – радостно сообщил журналистам адвокат минобороны Украины Андрей Козлов.

Отметим, именно этот адвокат среди прочих представлял интересы правительства, минобороны и госказначейства еще на самых первых судебных слушаниях в 2003 году, когда инициативная группа родственников погибших членов экипажа и пассажиров пыталась отсудить у Украины моральную и материальную компенсацию за смерть своих близких.

Поэтому радость Андрея Козлова объяснима: выигран еще один этап этого длительного судебного марафона. Вот только вопрос, что же произошло 4 октября 2001 года, остается, если верить в непричастность украинских военных, открытым.

Как ранее сообщало ИА "Амител", самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс  Тель-Авив – Новосибирск, взорвался на высоте 11000 м и рухнул в Черное море. Причина трагедии еще не была известна, когда президент России Владимир Путин предположил, что совершен теракт. Эту версию категорически отвергли представители таможенной службы аэропорта Бен-Гурион в Израиле, утверждавшие, что все пассажиры, которые поднялись на борт самолета Ту-154, прошли жесточайший таможенный контроль, и ни один человек просто не смог бы пронести в самолет взрывчатку: и без того традиционно строжайшие меры безопасности были усилены израильскими властями после трагических событий в Нью-Йорке 11 сентября того же 2001 года.

В то же время представители компании "Сибирь" отмечали, что погибший Ту-154 находился в хорошем техническом состоянии: в эксплуатации с 1991 года, общий налет – 16703 часа, дата последнего капитального ремонта – декабрь 1999 года, налет после капитального ремонта – 3518 часов. Версию технических неполадок на борту самолета в компании называли маловероятной. Хотя специалисты и высказывали предположения о возможном взрыве одного из трех двигателей лайнера, к которому могло привести механическое разрушение элементов двигателя. Опытные летчики сразу вспомнили несколько подобных трагедий на бомбардировщиках Ту-22 в 60–70-е годы. Однако чтобы такое происходило с пассажирскими Ту, никто припомнить не мог.

Не менее экзотической казалась поначалу и еще одна версия: совпадение трагедии с крупномасштабными учениями вооруженных сил Украины в Крыму, на которых, в частности, осуществлялись боевые пуски ракет ЗРК С-200.

Первые же предположения, что пассажирский самолет сбит по ошибке одной из этих ракет, украинская сторона поначалу с возмущением отвергла. Однако через несколько дней Пентагон подтвердил, что его средствами спутникового слежения зафиксированы пуски ракет именно в районе гибели самолета. Затем министр обороны России объявил, что президент Путин не удовлетворен данными украинской стороны, и затребовал более детальную информацию.

Постепенно основной оказалась именно эта, "ракетная версия" гибели Ту-154. Финальную точку, казалось, поставил МАК.

Обследовав обломки, эксперты пришли к выводу, что в полете лайнер получил "множественные пробоины от металлических предметов сферической формы, соответствующих элементам поражения боевой части зенитной ракеты". Помимо этого, в МАК проанализировали магнитофонные записи выходов на связь экипажа Ту-154. В 9 ч 45 мин 17 секунд зафиксирована фраза: "Куда попала?"

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета установила, что лайнер над Черным морем сбила ракета, запущенная украинскими ПВО в ходе учения в Крыму – украинские военные перепутали пассажирский самолет с учебной целью.

Украинская сторона устами главы специальной госкомиссии по расследованию трагедии, секретаря Совбеза Евгения Марчука официально признала "ракетную" версию.

Вкратце она звучала так: во время запуска ракета комплекса С-200В "захватила" не одну цель (военный беспилотник "Рейс"), а еще и шедшие своими курсами пассажирские самолеты. Достигнув 5 тысяч метров, ракета просканировала воздушное пространство, на удалении 240 км обнаружила злосчастный лайнер "Сибири", перепрограммировалась на него и сбила, ложно приняв за "Рейс".

Примерно тогда же прозвучало и печально известное невнятное заявление президента Украины Леонида Кучмы: "Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе? Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба. Если мы сами себя не опустим ниже цивилизованного уровня, все будет хорошо. А если мы сами на себя ведро грязи выльем, так милости прошу".

Однако в октябре 2004 года Генеральная прокуратура закрыла ранее возбужденное уголовное дело в связи с отсутствием в действиях чиновников Минобороны состава преступления. По версии следствия, к катастрофе привело роковое стечение обстоятельств. И спустя некоторое время Украина, не дожидаясь результатов расследования, добровольно выплатила семьям погибших моральную компенсацию в размере 200 тысяч долларов на каждого погибшего. Такая добровольная выплата на языке юристов не предполагает обязательного признания государством своей вины. Это, скорее, жест доброй воли и сочувствия.

В ноябре 2007 года руководитель Фонда помощи семьям погибших пассажиров Борис Калиновский заявил, что родные погибших намерены отказаться от материальных претензий к Украине. Однако, по его словам, у них есть один вопрос: "Кто виноват и кто понесет ответственность за трагедию".

В январе 2008 года Печерский районный суд Киева отказался удовлетворить иск семей российских граждан, погибших в катастрофе Ту-154.

Среди тех украинских военных, кто реально мог поплатиться за инцидент над Черным морем, называли многих. Список возглавляли министр обороны генерал армии Александр Кузьмук, начальник Генштаба Владимир Шкидченко, главком ПВО генерал-полковник Владимир Ткачев, его зам по боевой подготовке – руководитель стрельб генерал-лейтенант Дьяков, командир корпуса Калинюк, генерал Наконечный. Назывались и люди из числа потенциальных "стрелочников" – командиры дивизиона и взвода, командир и оператор боевого расчета ЗРК С-200В. Однако вспыхнувшие было страсти вокруг установления мало-мальски причастных к трагедии лиц понемногу улеглись, события стали забываться.

В итоге суд пришел к тому, что полностью пересмотрел причины трагедии. В кулуарах же украинского политического бомонда запущена новая версия: трагедия над Черным морем – одно из звеньев сложной операции спецслужб, целью которых было привести к власти на Украине Виктора Ющенко.

Фото: mignews.com.ua

Читайте полную версию на сайте